Урок 4 | III кв. 2017 | Оправдание только верой

Просмотров: 4147

Субботняя Школа: Оправдание только верой

 

Библейские тексты для исследования: Гал. 2:15–21; Еф. 2:12; Флп. 3:9; Рим. 3:10–20; Быт. 15:5, 6; Рим. 3:8.

Памятный стих: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19, 20).

Как уже отмечалось в прошлом уроке, Павел открыто обличил Петра в Антиохии, поскольку поведение последнего противоречило проповедуемой им вере. Решение Петра перестать принимать пищу вместе со своими собратьями, бывшими язычниками, вселяло убеждение, что они были христианами второго сорта. Его действия как бы говорили: желая быть частью Божьей семьи и беспрепятственно получать благословение полноценных братских отношений, они должны пройти обряд обрезания.

Что Павел сказал Петру в тот напряженный момент? В данном уроке мы разберем часть текста Послания к галатам (см. Гал. 2:15–21), которая похожа на краткий обзор произошедшего после того инцидента. Этот отрывок — наиболее сжатое повествование во всем Новом Завете. Он крайне важен, потому что содержит слова и фразы, являющиеся фундаментом для понимания Евангелия и Послания к галатам. Это такие ключевые понятия, как оправдание, праведность, дела закона, верование, вера в Иисуса.

Какой смысл вкладывал Павел в эти термины и что они открывают нам о плане спасения?

Скачать пособие по изучению Субботней Школы

 

{tab=М. Глебушко}

Послание к галатам является самым ранним из посланий Павла. Оно было написано в 49 г. н. э., вскоре после знаменитого Иерусалимского совета. Поэтому книга претендует на звание древнейшего из известных нам христианских документов.

Оправдание только верой

«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Б-жия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19,20).

 

Вопрос оправдания. Воскресенье.

Основание нашего оправдания. Вторник.

11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.

12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? (Гал.2:11-14)

Именно это происшествие побудило Павла высказаться до конца об отношении христианства к Закону. И далее сложно разделить, где оканчиваются слова Павла, сказанные им Петру, и начинаются увещевания галатийцев. Что так сильно задело Павла в этом происшествии, когда Петр, будучи одним из «знаменитых», отказался разделять трапезу с христианами из необрезанных?

 

Для начала обратимся к событиям Иерусалимского собора, который очерчивает перед нами вехи споров внутри тогдашнего христианства.

«Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян.15:1) – В чем был главное утверждение оппонентов Павла, Петра и Иакова? = Исполнение Закона об обрезании способствует спасению.     

А теперь посмотрим, к каким выводам пришли апостолы, рассмотрев аргументы спорщиков:

«7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Б-г от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; 8 и Сердцеведец Б-г дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; 9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

10 Что же вы ныне искушаете Б-га, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян.15:7-11)

- Какой вывод бы сделан советом старших братьев?

= Петр, отвечая на заявление некоторых фарисеев о спасении через исполнение Закона об обрезании, провозгласил другое: и обрезанные и необрезанные спасаются благодатью Христа и спасаются по вере: 11ст.

Помимо обрядовой стороны выражения веры Иерусалимский собор утвердил вероучение (доктрину - как бы мы сказали сегодня) о том, что является спасительными отношениями с Иисусом (и здесь Петр говорит и о вере, и о Святом Духе, и о благодати \8,9 ст\ – т.е. использует все те термины, в которых мы и сегодня обсуждаем тему спасения). Эта сторона христианской веры также была рассмотрена и утверждена Иерусалимским собором.

 

- Давайте напомним себе, что такое спасение? Это слово стало таким устоявшимся христианским термином, что мы уже теряем его насущность.

= В «Задачах учителя» к сегодняшнему уроку значилось: «1.Помочь понять единственный способ для нас получить оправдание перед Б-гом на суде». Но мне подумалось: меня мало интересует будущий Б-жий суд, поскольку я сегодня казнюсь и молюсь, и спорю с Б-гом, и сегодняшнего дня  об этих переживаниях мне вполне хватает; мне невыносимо худо и плохо от греха уже сейчас. Стоит помнить, что Б-г всегда говорит с нами о насущном («дай нам на сей день», «довольно для каждого дня своей заботы»); даже когда Он излагает пророчества, Он делает это для сегодняшнего утешения. Оправдание – это Его принятие меня как безгрешного уже сейчас. И это Его принятие уже сегодня несет мне преимущества: во-вторых, помощь и служение ангелов в их борьбе за меня как за полностью чистого и полностью «ихнего» против силы искушающих ангелов. И во-первых, это Его действования ради меня без разбора моих прошлых долгов и ошибок: т.е. попав «не туда», я начинаю взывать: «отец, я виноват…», а Он говорит: «Помолчи немного! Сначала Я тебя вытащу из этого, а ремень Я потом достану» («Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его…», Лук.15:21,22). Его спасение осуществляется уже сейчас. Там, на Иерусалимском соборе апостолы не вырабатывали умные доктрины; они спорили, как не препятствовать Б-гу покрепче схватиться за их жизни.

 

И такой путь спасения, - через непосредственное присутствие Б-га в моем каждом дне и решение («и Сердцеведец Б-г дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам», 8ст), - апостолы противопоставили желанию некоторых лжебратьев «возложить на выи учеников иго (zugos - к сожалению, на ПК нет греческой клавиатуры), которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (10ст). О чем идет речь? Какое «иго» в вопросе спасения противопоставляется служению в нас Святого Духа?

= С одной стороны это может быть и предания старцев («связывают бремена (phortion) тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их», Матф. 23:4). Но с другой стороны здесь используется то же самое наименование Закона, которое использовал и Иисус о Своей воле и решениях: «возьмите иго   (zugos)  Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», (Матф.11:29). Брать  на себя обязательства Закона не понимая того, а что делает при этом Б-г, действительно сложно и тяжело. Заповедь добра, только если за ней мы видим работу Иисуса для нас и с нами в тот момент, когда мы беремся за неё.

Вопрос преданий, или неточного следования записанной Заповеди в угоду человеческим постановлениям, не стоял на Иерусалимском соборе. Тогда обсуждалось, идет ли спасение от того, что делаем мы в рамках Закона, или же от того, что сделает для нас Б-г, не зависимо от наших дел Закона.

 

Заключение по этому решению Иерусалимского собора представил Петр (Деян.15:7-11). Еще раз прочитаем завершающую его формулировку: «Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (т.е. обрезанные) (Деян.15:11). Вначале, прежде чем, приступить к обсуждению того, кто и что обязан делать из Закона, Петр утвердил доктрину (как бы мы сказали) о самой основании Заповеди, об основании её исполнения, подхода к ней.

И уже его выступление стало фундаментом для последующего рассмотрения законности сохранения обращенных христиан необрезанными, на том основании, что среди них также действовал Б-г (свидетельство Павла и Варнавы – Деян.15:12). А далее, после доказательств действия Б-га в среде необрезанных, утверждались сами правила для них, предусматриваемые Законом Моисея (здесь говорил Иаков).

Т.е. обсуждения иерусалимского собора представляют собой последовательное развитие богословия. Еще раз проговорим эти вехи: вначале утверждение того, что сделал для нас Б-г; затем рассмотрение, через что проявляется Его ежедневное служение нам; затем изучение Его заповеди для нас, в рамках которой Он взаимодействует с нами. Такое же «развитие богословия» происходит и внутри каждой нашей жизни: мы узнаем о благодати Б-га; мы видим Его действия в нас, начинаем понимать, к чему Он «увлекает» нас; мы задаем вопрос, через какое поклонение и служение мы можем сохранить отношения с Ним? - Если же мы сразу, в каком-то порыве или идее, возьмемся за какие-то предписания Библии, чем они станут для нас?  = «игом, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы».

Почему только так, а не иначе? Потому что Закон, это описание того, что делал бы Б-г, живя в человеческом теле. И потому только Он способен через наш разум и тело жить по Закону.

\Обратим внимание, как Павел назвал то, чему он и Петр учили обрезанным и необрезанным: «…мне вверено благовестие (буквально: евангелие) для необрезанных, как Петру для обрезанных…» (Гал.2:7). А Евангелие – это рассказ о том, что делает именно Б-г (акцент на Его делах): «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать (буквально - нести евангелие) нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лук.4:18).\

 

Дела закона. Понедельник.

Послушание веры. Среда.

При таком подходе к спасению, оправданию и т.д., т.е к «нормальным» отношениям с Б-гом, не возникает разделений между обрезанными и необрезанными:

«8 и Сердцеведец Б-г дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;

9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян.15:8,9)

- Почему не возникает разделений? = и тех, и других, не смотря на различия в выражении веры в рамках одного Закона, ведет Святой Дух. Ведет их к свидетельству об Иисусе Христе, а свидетельства об Одном не могут противоречить друг другу, но только дополнять.  \О стремлении Святого Духа сделать из нас свидетелей Иисуса Христа: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан.16:13,14)\

 

Спустя время Петр прибывает в Галатию, где сталкивается как раз с проблемой совмещения правил повседневного поведения и быта для обрезанных и необрезанных членов общины. И не пытается её разрешить, хотя, как отмечает Павел,  «он подвергался нареканию» (Гал.2:11), - т.е. члены общины высказывали недоумение и указывали Петру на непоследовательность его действий.

Прочитаем слова Павла Петру:

«14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех:

если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники.

16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:14-16).

 

- что увидел Павел? = что Петр не поступает по истине Евангельской, т.е. действия Петра как христианина не открывают деяния Б-га в нас, не свидетельствуют о Нем. И Павел для Петра точно описывает здесь само евангелие, которому Петр не последовал: «оправдаться верою во Христа, а не делами закона» (16ст). У Петра вышло недопонимание Закона, – то он ел, то не ел, - А Павел начинает разговор с ним точно также, как происходило обсуждение на иерусалимском соборе: с выяснения основания Заповеди.

 

- Как Павел называет Петра (14ст)? = Иудеем. И далее добавляет «мы по природе иудеи».

- Что значит быть по природе иудеем? (15ст)

= По сути своей, по тому, что мы делаем, т.е. по делам Закона, как видно из 16 ст.

С этой точки Павел начинает разговор с Петром: ты знаешь закон, ты посвящен ему. Он начинает разговор таким образом, поскольку дальше он будет говорить с Петром о Законе, а не о чем-то ином.

 

-  Как такое может быть: оставаясь иудеем, т.е. знающим и безукоризненно чтущим Закон (иначе его бы херему подвергли, т.е. отлучению), вместе с тем, не жить по-иудейски? Или же, как будучи иудеем можно жить по-язычески? При каком прочтении стиха возможно согласовать эти две несообразные части замечания Павла? 

= Посмотрим на вторую половину текста -

«ДЛЯ ЧЕГО ЯЗЫЧНИКОВ ПРИНУЖДАЕШЬ ЖИТЬ ПО-ИУДЕЙСКИ?» - это часть стиха проста для понимания: действия Петра заставляли язычников встать на путь исполнения закона для иудеев (поскольку не возможность разделить с Петром причастия, заставило бы христиан из язычников начав с исполнения заповедей для обрезанных о хлебе в конце-концов самим дойти до обрезания. «Поведение Петра в Антиохии наводило на мысль, что бывшие язычники не могут быть истинными христианами, если не примут обрезание»).

Т.е. «жить по-иудейски» здесь значит исполнять закон обрезания и все постановления, связанные с ним. - А кто такие язычники здесь? = христиане из язычников, которым не нужно было брать на себя обязательств обрезания, которые жили по своей части Закона.

 

Возвращаемся к началу стиха:

«ЕСЛИ ТЫ, БУДУЧИ ИУДЕЕМ, ЖИВЕШЬ ПО-ЯЗЫЧЕСКИ, А НЕ ПО-ИУДЕЙСКИ… то

Т.е. «Если ты, зная Закон, живешь не по закону для иудеев, а по закону для язычников, то для чего язычников заставляешь встать на путь исполнения закона для иудеев?»

Павел не говорит с Петром об иудейских преданиях. Вопрос преданий Петр уже «проходил», и «проходил» вместе с Иисусом, а не с Павлом:

«1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб…

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека»

(Матф.15:1,2,7-11)

Петр помнит, что говорил Иисус, и вряд ли бы стал действовать против Его слов, исполняя предания вместо Закона: игнорировать замечания братьев и даже поспорить с Павлом, - это одно, но противостать памяти Друга, – совсем другое.

 

Павел укоряет Петра как иудея. А иудея можно укорить только в неточном следовании Закону. И вот как Павел рисует Закон для иудеев, т.е. то, в чем Петр ошибся:

«15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;

16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:15,16).

Посмотрите, как красиво Павел описывает жизнь иудея по Закону (очень, очень люблю Павла!):

15 ст. – как понять его? = «мы изначально знали и знаем Закон; мы не из тех, кто пришел к Иисусу не через Закон (а через проповедь),…

16 ст. …но узнав, что человек оправдывается не делами Закона, а только верою ...»

- откуда можно узнать об этом? = только из Писаний: «и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс.142:2), «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв.2:4) и т.д.

Тогда следующий шаг иудея после «узнавания»: «…и мы уверовали…»

- Т.е. что делает Закон для иудея? = приводит к вере.

Посмотрим, к  какой вере приводит Закон: «и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами Закона».  

 

Павел  говорит о  способе оправдания: «мы уверовали, чтобы оправдаться». - С какого вопроса начался иерусалимский собор? = с вопроса о способе спасения. И задали его фарисеи. Хочу обратить внимание, что ко времени Павла иудаизм очень детально проработал Закон, расчленил, разделил, кодифицировал, разбил по параграфам, соединил по темам, выделил суть заповедей (и тем самым извлек из него огромное количество пророчеств о Мессии – для тех, кому они были нужны, конечно) – огромный путь и огромный труд, на который ушли семьдесят седьмин.  И теперь, ко времени Иисуса, иудаизм подошел к вопросу: «вот он лежит перед нами – весь Закон, но как действует механизм Закона? Как Б-г через него что-то делает с нами. Для чего Он дал его?

Помните, как сказал Иисус? «Закон и пророки до Иоанна…» - А далее? = А «…с сего времени Царствие Б-жие благовествуется… (здесь производное от слова «евангелие»)». Т.е. Закон рассматривается и объясняется через евангелие, через То, что делает Б-г для нас в Законе. Иудаизм проработал Закон, вышел в нем на определённый рубеж, и теперь стоял на пороге увлечься следованию заповеди ради своего освящения или же увидеть в Законе, что делает Б-г с человеком.

\ «…и всякий усилием входит в него…» (Лук.16.16) –давать действовать Б-гу в Законе, а не самим браться за него, что-то стоит для нас.\

 

- Еще раз прочитаем Гал.2:16. Каких слов здесь больше всего? = трижды повторено «оправдание», трижды повторена «вера» и трижды «дела Закона». В вопросе оправдания во времена Павла поднималась только этот выбор: через веру или через дела Закона. Нигде в его письмах и в сопротивлении апостолов разным ересям нет противостояния «закон» и «предания» (оттого не стоит искать его и в истории просчета Петра с едой.) Пример проповеди Павла: «и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков…» (Деян.13:39,40).Павел своими проповедями пытается перетащить иудеев через выбор (а вслед за иудеями и язычников), к которому их подвело их собственное исследование Закона.

  

- А теперь посмотрим, что говорит Павел, - человек, знающий Закон, -  о вере, которая приносит оправдание. В Гал.2:16 в оригинале, где говорится об оправдывающей нас вере, нет предлога «в»:  

«однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16).

- Нас оправдывает вера. Но чья вера нас оправдывает? = вера Иисуса.

Вера во Христа – это моя вера, и я сам себя спасаю, когда верю.

Вера Иисуса Христа – это то, делает Он, как Он проявляет веру, (а знания об этом как раз и берутся из Священного Писания).

Павел очень тонко описывает происходящее с человеком:

«узнав, что человек оправдывается верою Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса»

- уверовали в то, что Он делает, но оправдываемся мы не этой верой, а верой Самого Иисуса.

(Чувствуете разницу между проповедями современных протестантов и размышлениями иудея?)

 

- Что значит вера Иисуса? (сразу заметим, что Его вера, как и оправдание, более всего относится к настоящему моменту) Как (во что) Он верит сейчас? = Он дал нам жизнь и сегодняшний день, и в сегодняшнем дне всякие события и приключения. И Он знает, что в каждом из них у нас есть твердый шанс поступить праведно (иначе Он бы не допустил их). Но у нас есть свое мнение на этот счет и страхи, и в конечном итоге - свой выбор, оттого Его дарование нам сегодняшнего дня, это только Его вера в то, что мы, все-таки, сделаем что-то достойное Его пребывания с нами.

«Я победил мир» (Иоан.16:33), и Я прожил бы твой день вот так, если бы был на твоем месте», - мы слышим этот Голос. Если доверяем ему, тогда начинаем сражаться за праведность, уповая, что Его сила каким-то образом действует в нас. Вера заставляет нас бороться за то, чтобы увиденное Его верой стало нашей реальностью. Каким образом Он действует в нас, мы никогда не знаем. И это не то, что сегодня ты победил искушение, значит, завтра оно к тебе вернется в ослабленном состоянии или вообще не вернется, – мы не знаем, как Он направляет наше внутреннее (также, как не знаем, как наш живот переваривает пищу). Это только Его.

 

Поощряет ли вера грех? Четверг.

Вспомним последовательность развития «богословия» иерусалимского собора, которое должно «проговариваться» и в нас при всяком нашем сомнении, как нужно поступать по Закону в этой конкретной ситуации:

вначале воспоминание того, что Он сделал и добыл для нас, – саму суть евангелия;

затем рассмотрение, через что проявляется Его служение конкретно сейчас;

затем задаем вопрос, через какое дело, поступок мы можем сохранить с Ним отношения в сложившейся ситуации?

Стоя «лично» (Гал.2:11), т.е. лицом к лицу перед Петром, Павел провел «возлюбленного брата» через эти же пункты «уяснения» истины: вначале обрисовал, на чем стоит Петр, ошибку в его «евангелии» (14 ст); затем, что делает Иисус (15,16); и, далее перешел к обсуждению дел Петра:  

«17 Но если, несмотря на наше стремление быть оправданными во Христе, мы, 'иудеи', и сами оказываемся 'такими же' грешниками, 'как и язычники, значит ли это, что' Христос - покровитель греха? Ни в коем случае!

18 Ведь если я снова строю то, что 'когда-то' разрушил", я сам себя выставляю преступником»

 (Гал.2:17,18) (Перевод Кулакова).

Т.е. «Если мы, принимая оправдание так, как нужно, вдруг выглядим грешниками (о, каким странным увидел себя Петр на фоне пришедших из Иудеи!), значит ли это что путь евангелия ложный путь? Конечно, нет: Христос не может начать строить то, что Сам же осудил как преступное».

Павел говорит коротко и четко (при обсуждении галахи \т.е. практического закона\ всегда сразу же следует переход на категории закона и далее всё очень сжато, без объяснений, которые скрыты в самих терминах).

- Что разрушил Христос, как нам известно? = «14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф.2:14,15)

Христос разрушил преграду в Законе между обрезанными и необрезанными, и не стал бы теперь (через действия Петра) Своими делами снова созидать её. Исходя из такого понимания Закона Петру и следовало бы поступать, даже если он не понимал, что конкретно говорит Закон Моисея по его случаю, - Павел обучает Петра евангельскому отношению к Закону.

 

«19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Б-га» (Гал.2:19) (буквально «чтобы жить Б-гом», т.е. жить Им, а не моими усилиями для Него, – Павел всегда очень точен).

- Что это значит? (при ответе, постарайтесь не уходить от самой истории: Писание не говорит философские вещи, оно обсуждает конкретные происшествия, это всегда «кухонное» евангелие.) = «Если я (или ты, Петр) захочу шагнуть дальше Закона (как ты, Петр, попытался это сделать!), я могу сделать это только по установленной Законом же процедуре. А процедура одна: «Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?», (Рим.7:1).  

Хочу обратить внимание на одну оговорку Павла: эти рассуждения о Законе будут понятны лишь … кому? = знающим Закон, т.е. иудеям. Поэтому дальше мне бы тоже хотелось говорить только к «иудеям», т.е. к тем, кто почитает Закон, кто любит его, у кого «не отходит сия книга закона от уст, и кто поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано», (Иис.Нав.1:8). Буквальный греческий текст Гал.2:19:

«Я ЖЕ РАДИ ЗАКОНА ЗАКОНОМ ЖЕ УМЕР, ЧТОБЫ ЖИТЬ Б-ГОМ»

- Кто умер Законом? Т.е. осуждением Закона? = Христос. Только Он.

И умер Он ради Закона.

Умер, чтобы быть воскрешенным Б-гом, т.е. Его силой.

Т.е. в Гал.2:19 Павел, рассматривая свой выбор (или выбор любого человека, объясняя, например, Петру, как ему следовало бы действовать), переходит на пророчества об Иисусе, на свидетельство о Нём. Павел говорит Петру: «Хочешь жить Б-гом, т.е. Его благословением и силой? Тогда тебе следовало бы делать также, как Он: и жить, и даже умирать по Закону». 

И далее следует объяснение того-же:

 «Я сораспялся Христу,

20 и уже не я живу, но живет во мне Христос.

А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Б-жия

(буквально: «живу в вере Сына Б-жьего»),

возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19,20).

Это объяснение того, как сам Закон предлагает исполнять себя.

 

- «Я сораспялся Христу», что это значит? = повторил в себе или собой распятие Христа. – Как был распят Христос? Что Его заставило очутиться на Голгофе? Какой выбор? = «да будет воля Твоя».

Если мы желаем сораспяться, нам следует сказать (и сделать) то же самое. Только в этом случае в нас будет жить Говорящий: «да будет воля Твоя». Но чтобы это сказать, нужно представлять, а в чем Его воля? Нужно знать Закон. Только от Закона можно прийти к распятию.

И вот как это бывает.

В каждом человеке есть место для Б-га (поскольку любой человек в какой-то мере религиозен): у кого-то это место большое, у кого-то маленькое, у кого-то расширяется, у кого-то постепенно сужается. А еще в нашей жизни есть место, например, … ужина. Может Б-г занять место ужина, выходя с указанного нам Ему места? Вроде как, нет: ужин это ужин, а Б-г это Б-г. А если речь идет об ужине Петра в Галатии? Б-г, по нашему желанию, может занять место любого дела в нашей жизни м сделать его тоже Своим. - Как это происходит? На какое решение подбивал Павел Петра?

= «живет во мне Христос» (20с). Он живет в нас, т.е., соответственно, имеет право Голоса, и если мы соглашаемся с Голосом, Он начинает действовать (мы не знаем каким образом, через какие механизмы).  

А как Он действует, в смысле ужина? Он действует по Закону кашерности, это точно и во-первых; Он может вообще отказаться от ужина в пользу какого-то другого Своего решения (например, отказаться есть не с тех деревьев в одном известном Саду); Он может даже вовсе не заметить ужина («И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие», Исх.34:28). Его решения об ужине могут быть крайне разнообразны, а что конкретно должен сегодня сделать я?

Итак, перед нами ужин, время ужина (вечеря в Галатии). Перед нами хлеб, от которого явно не отделены ни десятины, ни начатки и был он приготовлен не в очищенном для этого доме, не на очищенной сковороде и т.д., и улыбающееся лицо брата христианина из галатийцев. Голос говорит: «(Заколи и) ешь. В этом мой Закон». А за галатийцем лица пришедших из Иерусалима. И по этим лицам хорошо понятно, что они уверенны: закон как-раз в том, чтобы не есть.  А ты первый в череде вечери.

Закон Моисея отчего-то не прописал всех тонкостей нашей жизни.  А Б-г, словно специально делает так, что ты обязательно попадаешь в такие ситуации, которые не можешь разрешить.  

Но вот этот Голос в тебе, напоминающий … обязательно Закон: «Заколи и ешь», – храмовые термины, – жертву, приводимую в Храм, ты прежде закалывал, а потом ел. То, что ты не закалывал, ты и не ел. А что ты закалывал? – Понятно, что (остальное в принципе не закалываемо по своей анатомии). – Почему ты закалывал? – Тоже понятно почему, ради возвеличивания одного Имени.

То, что сейчас тебе протягивает (уже смущенный твоей заминкой) галатиец, тоже жертва ради Его имени. А чтобы ты сделал, если бы, например, это же галатиец привел к тебе козленка ради жертвы в Храме (и другого священника кроме тебя для него не было бы)? Ты бы заколол, а потом обязательно ел вместе с ним, поскольку без твоего «едения» это была бы не жертва: только твое участие как священника в его даре и делает этот дар жертвой Ему. И вызывает Его благодарность и Его благословения на необрезанного.

«И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мар.9:41). Т.е., ты христианин, и всякий, делающий что-то для тебя, делает это Христу, – таков Закон. И до большинства людей из нашего окружения Б-г по иному не сможет дотянуться Своим благословением, как бы Он не хотел этого. Для них есть один способ разделить твое «обрезание», твое оправдание и все-все дары, предусматриваемые Законом, – во Имя Его ты принимаешь от них дар. И это их участие в твоей жизни расценивается Небом, как забота о … Нём.

А дальше - всё равно, что будет на лицах пришедших из Иерусалима, все равно, что ты заплатишь за свое решение об ужине, – все эти издержки будут только отголоском Его распятия. «Я же ради Закона Законом же умер, чтобы жить Б-гом. Я сораспялся Христу». Ради Закона ты распинаешься по Закону. И тогда в тебе живет Б-г.

 

Через Иисуса Закон в нас набирает все «большие обороты», открывает свои и Его новые стороны, постоянно уточняется, - а главное, объясняет нам, как же нам действовать, увеличивая место Б-га в нашей жизни. Чем более таких путешествий ты прошел по «стране» ужина ли или по другим вопросам, тем отчего–то спокойней твои мысли и поступки. Тем слабее иные голоса. «Ибо не мерою дает Б-г Духа», (Иоан.3:34), - Дух уже занявший определённое место в твоей жизни, обязательно захочет занять и сопредельные с ним области.

 

В истории Петра, Павел так и не записал, как следовало бы поступить его другу на ужине. Потому что исследование Его Закона, это дело лично каждого, лично его путешествие с Ним.

«21 Не отвергаю благодати Б-жией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер»

(Гал.2:21). Он умер напрасно, если я использую Закон только чтобы поступить «праведно» (т.е. не ошибиться), получить оправдание, а не для того, чтобы … поужинать с Ним.

 

Марианна Глебушко

 

{tab=В. Близненко}

Оправдание только верой

 

1 Оправдание

Слова которые являются синонимами слова оправдание - это праведность, искупление, спасение.

"...Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники..." (Гал.2:15) этот стих может быть продолжением обращения Павла к Петру и плавным переходом как обращение к Галатийским братьям.

"...однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак..." (Гал.2:16,17)

Значение слова оправдание: быть признанным праведным перед Богом.

Основа оправдания: это только Иисус, (1 Коринфянам 1:30), потому что он:

А) прожил безгрешную жизнь (Римлянам 5:15)

Б) умер на кресте (Римлянам 3:24,25)

В) воскрес (Римлянам 4:25)

Способ оправдания:

- Мы не можем заслужить оправдание повиновением (Римлянам 3:28)

- Получаем как дар по благодати (Римлянам 3:24)

- Получаем только тогда, когда каемся ( Луки18:13,14)

- Получаем через веру (Галатам 2:16)

Результат оправдания:

- Становимся детьми Авраама, (Римлянам 4:11,12,16,17)

- Искуплены (Римлянам 3:24)

- Получаем прощение грехов (Деяния 13:38,39)

- Получаем дар вечной жизни (Римлянам 5:17,18)

- Становлюсь хранителем закона Божия (Римлянам 8:1-4)

 

2 Вера

Характеристика оправдывающей веры:

- Вера от слышания, а слышание от слова Божия

- Она может большой или маленькой (хоть с горчичное зерно)

- Вера Иисуса

- Вера содействующая делам

 

3 Дела закона

В Ветхом Завете дела закона упоминаются только в Малахии 2:9, а в Новом Завете это выражение принадлежит исключительно Апостолу Павлу.

Павел противопоставляет Веру и дела закона. Не осуждение, а вдохновение освобождает от греха. Христианское сознание определяется сознанием того, что Бог сделал для нас.

 

Владимир Близненко

{tab=В. Олийник}

 

Центр духовного просвещения

Библейская школа

Урок №4, «Оправдание только верой»

22 июля 2017

 

 

Преамбула: темы пособия СШ за ПН и ВТ объединены в один раздел.

 

I. Вопрос оправдания (ВС).

  1. Каковы преимущества тех, кто родился в семье верующих?
  2. Прочитайте Гал. 2:15,16 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Завершите фразу: язычники по природе грешники, иудеи по природе – ??? (праведники)

б. Проверьте начало 15 ст. в иных переводах («мы от рождения иудеи» (Кулаков))

в. Как можно быть праведником или грешником от рождения? (см. Пс. 147:8,9 – речь идет не о личной праведности, но о двух обществах – общество Закона и общество беззакония)

г. Сколько раз в 16 ст. используется глагол «оправдываться»? (3)

д. Что означает «оправдываться» в этом контексте? (согласно словарям, греческое δικαιόω (дикайоо) является юридическим термином и означает «выносить оправдательный приговор»)

  1. Оправданы ли вы?

II. Дела закона (ПН). Основание нашего оправдания (ВТ).

  1. Прочитайте Гал. 2:16 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Объясните фразу «дела закона» (см. Гал. 3:10 – исполнение того, что написано в книге закона, Торе)

б. Какова значимость использования слов «человек», «никакая плоть» во свете 15 ст.? (иудеи и язычники равны в вопросах оправдания!)

в. По возможности найдите дословный перевод 16 ст. и укажите отличие пути оправдания в сравнении с Синодальным (вместо фразы «верою в Иисуса Христа» оригинал содержит фразу «верою/верностью Иисуса Христа»; «Христос совершил то, чего не смог сделать ни один человек: только Он был верным Богу во всем, что делал» (Пособие СШ, начало предпоследнего абзаца в теме ВТ); наше оправдание – вера/верность Христа!)

  1. Какова для вас лично практическая разница между концепцией оправдания верой во Христа и верой/верностью Христа?

 

III. Послушание веры (СР).

  1. Прочитайте Гал. 2:17,18 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. К кому относится местоимение «мы»? (см. 15 ст. – «мы по природе иудеи»; 16 ст. – «мы уверовали во Христа Иисуса»; речь идет об уверовавших во Христа иудеях)

б. Что означает фраза «мы и сами оказались грешниками» (17 ст.)? (грешники – это язычники (15 ст.), которые не живут по Закону; Павел задает вопрос о том, каковы последствия оправдания во Христе в плане соблюдения Закона)

в. Поясните ответ Павла в 17 ст. («Ни в коем случае!» (Кулаков); оправдание во Христе не ведет к греховной жизни!)

  1. Как вы понимаете 18 ст.?

IV. Поощряет ли вера грех? (ЧТ).

  1. Прочитайте Гал. 2:19-21 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Объясните слово «сораспялся» (19 ст.) (был распят вместе со Христом, в лице Иисуса Христа)

б. Как проявляется жизнь Христа, когда Он живет в человеке? (см. Гал. 4:4 – жизнь по Закону!)

в. Благодаря чему возможна жизнь Христа в нас? (20 ст. – верой!)

г. Дайте описание Божьей благодати согласно 21 ст. (смерть Христа для нашего оправдания)

  1. Живет ли Христос в вас? Совершите исповедание веры!

 

Виталий Олийник

{tab=В. Ручко}

Урок №4. ОПРАВДАНИЕ ТОЛЬКО ВЕРОЙ (Гал. 2:19,20)

Q. Дайте определение слову: оправдание. Приведите пример.

 
I. Вопрос оправдания
  1. Прочитайте (по очереди) Гал. 2:15 и ответьте на вопросы:

  а. К какой аудитории христиан обращается апостол Павел и

      почему именно к ним? ( к той части христиан из иудеев,

      которые с трудом расставались с «закваской фарисейской»  

      т.е. традиционным, формальным законничеством)

  б. Что «объединяет» христиан из иудеев и язычников? (с.15 –

      все грешники)

 

II. Дела закона и III. Основание нашего оправдания
  1. Прочитайте (по очереди) Гал. 2:16 и ответьте на вопросы:

  а. Какой важный богословский вопрос пытается разрешить в

      этом отрывке апостол Павел? (как грешник оправдывается)

  б. Когда человек меняет свои взгляды на жизнь и становиться

      верующим во Христа? (16 ст. «узнав»)

  в. Почему человек не может оправдаться делами закона?

  1. Прочитайте переводы 16 стиха, и ответьте на вопросы:

    «Посему мы верим, что человек оправдывается не делами закона,  

     а верой в Иисуса-Мессию; мы верим в Него, в Иисуса-Мессию,

     что по Его вере, вере Мессии, мы можем оправдаться, но не по

     делам закона» (Сирийский);                                                          

     «…при этом мы узнали, что человек признаётся Богом

     праведником не на основании своего законнического соблюдения

     предписаний Торы, но через доверие и верность Мессии Йешуа.

     Потому мы также поверили Мессии Йешуа и стали верными ему,  

     чтобы нас провозгласили праведными на основании доверия  

     и верности Мессии, а не на основании нашего законнического

     соблюдения предписаний Торы.» (Стерн).

  а. Что является основанием нашего оправдания? (согласно

      буквальным переводам: мы оправдываемся благодаря

      вере/доверию и верности/праведности Иисуса Христа)

  б. Почему другой путь обретения праведности является ложным?  

      (16 ст. и см. Фил. 3:9 – потому, что недостижимый вариант

    праведности по закону отвергает по своей сути праведность

    предложенную нам на основании праведности Христа)

 

III. Послушание веры
  1. Прочитайте Гал. 5:6 и ответьте на вопросы:

  а. Что не имеет силы во Христе Иисусе? Почему?

  б. Каким образом будет проявляться настоящая вера?

  1. Прочитайте Гал. 2:17-18 и ответьте на вопросы:

  а. Почему человек ищет оправдания во Христе? (Потому что

      осознаёт себя грешником)

  б. Отвергает ли вера во Христа послушание воле Божьей

      явленной в Его Законе? (17 ст. «Ни в коем случае!» (Кул.);

      оправдание во Христе не ведет к греховной жизни!)

  1. Как называет Библия человека, который разрушает то, что

      созидал? Преступник

 

IV. Поощряет ли вера грех?
  1. Прочитайте (по очереди) Гал.2:19-20 и ответьте на вопросы:

 а. Как вы понимаете выражение Павла: "Законом я умер для

     закона"?

 б. Почему человек должен умереть для закона? (Чтобы жить

    для Бога)

 в. Что значит слово: «сораспялся»?  (с.19 – был распят вместе

     со Христом, в лице Иисуса Христа)

  1. Чему вы научились из этого урока? Можете ли вы

   засвидетельствовать, что в вас живет Христос?


Заключение: «Закон требует праведности, и потому грешник –– должник перед законом; но он не в силах оплатить этот долг. Единственный для него путь обретения праведности лежит через веру. Верою он может представить Богу заслуги Христа, и Господь вменяет грешнику послушание Своего Сына. Праведность Христа принимается Богом вместо греховности человека, и Бог прощает и оправдывает раскаявшегося грешника, относясь к нему, как к праведному, и любя его, как Он любит Своего Сына» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 367). 

Валерий Ручко 

{/tabs}

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Отправить