Археологическая находка подтверждает существование системы налогообложения при царе Манассии


Современная библейская критика ставит под сомнение события, записанные в Библии. Это относится не только к описаниям чудес на её страницах: критике подвергается и факт существование царств Давида и Соломона, и многие другие факты.

Однако последние открытия в археологии не только подтверждают историчность древних еврейских государств, но и свидетельствуют о существовании развитой налоговой системы в древней Иудее.

Недавнее археологическое открытие, касающееся древних налогов в Иерусалиме, убедило ученых в существовании налоговой системы в древнем Израиле, особенно во времена правления царя Иудеи Манассии.

В процессе мокрого просеивания грунта, извлеченного из обнаруженной при раскопках древней мусорной ямы на восточном склоне Храмовой горы в Иерусалиме, была найдена маленькая глиняная булла (оттиск печати), содержащая надпись на палеоиврите. Несмотря на то, что некоторые буквы были повреждены, археолог и руководитель проекта просеивания Габриэль Баркай смог реконструировать две строки фрагментарного палео-ивритского текста как «[g]b'n​​ lmlk» или «Гаваон для царя».

Это помещает находку в особую группу из более чем 50 так называемых налоговых булл, но эта — первая, полученная в результате профессиональных раскопок. Все предыдущие образцы приобретены на рынке антиквариата (ученые впоследствии обнаружили и вторую буллу, просеивая грунт, взятый при раскопках возле источника Гихон).

Баркай считает, что, в отличие от ручек кувшинов, содержащих оттиски с надписью «lmlk» — «для царя», налоговые буллы не свидетельствуют о деятельности Езекии при подготовке к осаде Иерусалима ассирийским царем Сеннахерибом в 701 году до нашей эры. По мнению археолога, они служат доказательством существования системы древних налогов, которую использовал сын и преемник Езекии, царь Манассия, в седьмом веке до нашей эры.

По словам Габриэля Баркая, в рамках этой древней налоговой системы городские административные центры собирали налоги в натуральной форме (в виде елея, зерна и пр.), а затем отправляли их царю в Иерусалим с документацией, которая скреплялась этими буллами. Эти оттиски печати на глине сообщали, в какой местности был собран тот или иной налог, в случае с данной буллой — это Гаваон.

В палео-еврейских надписях на налоговых буллах обозначены по меньшей мере 19 городов, представляющих девять из 12 районов Иудеи, перечисленных в книге Иисуса Навина 15:20-63. Баркай предполагает, что этот библейский отрывок, возможно, даже был составлен с целью администрирования и сбора древних налогов во времена правления царя Манассии.

Манассия не пользовался популярностью у библейских авторов, однако ассирийские записи свидетельствуют, что он обложил свой народ большими налогами, чтобы отдать дань царю Асархаддону, а затем и царю Ашшурбанипалу, преемникам Суннахериба в Ассирии. Тем самым эти древние налоги помогли Манассии сохранить относительный мир в Иудее во время своего 55-летнего правления. Баркай утверждает, что другие налоговые буллы, написанные на палео-иврите, свидетельствуют о том, что в течение этого времени был восстановлен город Лахиш, спустя 16 лет после его разрушения вторгшейся армией Сенахериба.

 

 

Редакция альманаха «Борух» по материалам Библейского археологического общества

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

Вход на сайт

 

Недельная глава

Ваикра / Левит | Бегар בהר

Шмита и йовель

Мицвот этой недели начинаются стихом Левит 25:1: «И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря». Мы знаем, что все законы Бог дал Моше на горе Синае. Почему Писание подчеркивает это, говоря, что законы шмиты (субботнего года) были открыты на Синае?

Подробнее...

Выбор Редакции

Подвиг Эренбурга

Эренбург и Эстер. Статья про то, что было в 1953 году, 60 лет назад.
Большинство евреев бывшего Советского Союза – люди седьмого миллиона евреев, намеченных Сталиным в добавку к погибшим шести миллионам Катастрофы.

Памятник

Солнечным апрельским днем мы с мужем гуляли по Подолу, весеннему Киеву, словно охваченному ароматным кружевом цветущих деревьев. Все дворы и обочины сияли ярко-белыми и нежно-кремовыми красками свежести и праздника, звучало птичье пение, солнечные лучи рассыпались в воздухе и заставляли щуриться то ли от света, то ли от счастья.

 

Путешествия