Библия как компас, 5 шекелей и дворец Давида


О чем может рассказать обломок древней колонны и куда Священное Писание может привести любознательного археолога, читайте в новой статье по библейской археологии.

Прошлое и настоящее Израиля встретились на современной монете достоинством 5 шекелей. Что это за архитектурный элемент и почему он настолько важен, что отчеканен на аверсе современной израильской монеты?

Возможно, вы знакомы с популярными греческими ионическими колоннами с крутыми завитками, украшающими многие здания прошлого и настоящего. Но им предшествует более древний тип колонн, принадлежащих к раннему стилю классической архитектуры, типичному для Малой Азии и известному как эолийский ордер. Как отмечают ученые, более древний, прото-эолийский ордер, развивался на территории древней Финикийской империи, находившейся к северу от Израиля. Об этом пишет Громада «Бейт шалом».

Но что делает финикийская колонна в Иерусалиме?

Финикия находилась на территории современного Ливана, а в библейское время была северной частью Ханаана, и свое название получила от греков. Состояла Финикия из автономных городов-государств с мощной экономикой и торговыми связями по всему Средиземноморью. Самые известные из них ― Карфаген, Тир и Сидон.

Вскоре после того, как Давид стал царем Израиля, Хирам, царь Тира, послал к нему мастеров и материалы, чтобы помочь построить дворец: «И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри. И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф [был] с ним. И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду» (2 Царств 5:7-11).

И именно на этом месте археологами была найдена прото-эолийская колонна! Важно отметить, что Израиль усыпан археологическими доказательствами великой цивилизации, которая существовала вокруг Иерусалима в период Первого Храма. Одним из самых больших примеров и доказательств царского величия и художественного мастерства того времени служат эолийские или прото-эолийские колонны. Их характеризует особая капитель — стилизованная верхняя часть колонны. Она очень декоративна и делает колонну более устойчивой. Отмечается, что чем более богато украшена капитель, тем более престижным было здание.

Как найти царский дворец? С Библией в руках!

Доктор Эйлат Мазар, которую называют королевой библейской археологии, провела радиоуглеродный анализ датировки оливковых косточек, найденных в здании, где была раскопана прото-эолийская колонна. Так была установлена ​​дата: 1000 г. до н. э., приходящаяся на времена царствования Давида.

Эти и другие находки с места раскопок привели к знаменитому заявлению археолога о том, что она нашла дворец царя Давида!

Важно отметить, что дед доктора Мазар, известный археолог и профессор Еврейского университета Биньямин Мазар, научил ее, как в профессии применять библейский текст. Он говорил: «Просматривай его снова и снова, поскольку в нем есть описания подлинной исторической реальности». Доктор Эйлат Мазар жила по этому совету и своей в работе использовала Библию как справочник.

Так, особое внимание Эйлат Мазар привлек текст 2 Царств 5:17: «Когда Филистимляне услышали, что Давида помазали на царство над Израилем, то поднялись все Филистимляне искать Давида. И услышал Давид и пошел в крепость [в оригинале — спустился в крепость]».

Этот стих из Священного Писания находится в контексте строительства дворца царя Давида. Отсюда видно, что царь «спустился» из дворца в крепость. Основываясь на этом стихотворении, доктор Мазар выдвинула гипотезу, что дворец царя Давида действительно находился за пределами укрепленного города, где раньше не работали археологи. Впоследствии, опираясь на библейское свидетельство, она сделала одно из самых значительных открытий своей жизни.

От колонны — к дворцу

Этому открытию предшествовала интересная иерусалимская находка 1963 года. Во время раскопок на восточном склоне города Давида, над источником Гихон, археолог Кэтлин Кеньон обнаружила огромную прото-эолийскую колонну, разбитую пополам. Она находилась среди обломков и камней, упавших из стоящего на холме сооружения.

Эта колонна отличалась изящной резьбой и была лучшим образцом такого рода в Израиле. Кеньон высоко оценила мастерство, сказав, что дизайн и линии этой капители являются лучшими из всех прото-эолийских капителей в Израиле, а «пропорции достигают идеальной гармонии». Профессор Игаль Шило, проведший широкое исследование таких колонн, сказал, что именно эта получила особенно хорошую обработку.

В частности, археолог Кеньон нашла небольшую часть массивного общественного сооружения. Она датировала стену на основе керамики, найденной рядом, десятым веком до нашей эры, временами царя Давида и царя Соломона, согласно Библии. В то время Кеньон полагала, что это часть каземата, построенного царем Соломоном. Однако доктор Мазар считала, что это может быть дворец царя Давида.

Когда доктор Мазар поделилась этим со своим дедушкой, известным израильским археологом Биньямином Мазаром, он был в восторге от этой идеи. «Где именно, — спросил он, — Кеньон нашла груды каменных камней вместе с прото-еолийской колонной? Разве это не было рядом с тем местом, о котором ты говоришь?»

И в самом деле, это было так. Прото-эолийская колонна была найдена у подножия юго-восточного края сооружения и явно упала с этого очень впечатляющего здания. Доктор Мазар писала: «Это был именно тот вид поразительных останков, которые можно было ожидать от царского дворца 10 века до н. е.».

На протяжении раскопок доктор Мазар все больше и больше открывала каменное здание. И, хотя по ее расчетам, было раскопано только 20 процентов дворца, даже учитывая, что было раскрыто, это «явно было продуктом вдохновения, воображения и значительных экономических инвестиций».

В 2012 году в Городе Давида доктор Мазар обнаружила фрагмент капители, что еще раз продемонстрировало особое искусство в царском городе Иерусалиме. Капитель ярко отражает, насколько изысканными были израильские дворцы, а их художники изобретательны. Некоторые ученые пытались отвергнуть царей Давида и Соломона как не что иное, как мелких племенных вождей, но эти капители говорят об их величии и величии их царства.

Прото-эолийская колонна является свидетельством величия и мастерства, которые были использованы для строительства этого дворца. Доктор Мазар писала, что это была самая красивая и элегантная прото-эолийская колонна, когда-либо найденная в Израиле, превосходящая примеры, найденные в Самарии и Мегиддо. Она писала: «Представьте себе колонну, которая поддерживала эту капитель. Тогда представьте себе здание, где стояли такие колонны».

Хотя некоторые скептически относятся к тому, что Эйлат Мазар нашла именно царский дворец Давида, но соглашаются с тем фактом, что возраст откопанного «большого общественного сооружения» соответствует периоду правления этого царя.

Профессор Тель-Авивского университета Одед Липшиц в своей статье о происхождении и датировании возникновения капителей из Леванта сказал, что эти капители были одними из самых впечатляющих в Израиле и Иордании. Он писал, что «размер капителей, их вес, качество их резьбы и их впечатляющий дизайн» свидетельствуют о масштабах и роскоши ворот и дворцов, частью которых они были.

Хотя капитель Кэтлин Кеньон является лучшим примером такого рода, она, безусловно, не единственная. В Израиле и Иордании найдено более 35 капителей, 24 из которых принадлежат периоду Первого Храма. Большинство из них были найдены в больших каменных сооружениях в таких городах, как Мегиддо, Хацор, Рамат-Рахель и Самария. Каменные постройки были сделаны из массивного квадратного камня. Амнон Бен-Тор, профессор археологии Еврейского университета, написал в своей книге «Археология Древнего Израиля», что большие каменные сооружения ограничиваются главными центрами, и что этот тип строительства «несомненно является продуктом государственной или царской инициативы».

От Давида — к Соломону

Следует отметить, что царь Тира Хирам поставлял строительные материалы не только царю Давиду для строительства его дворца, но и заключил соглашение с его сыном Соломоном о поставке леса для строительства Первого Иерусалимского Храма.

«И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь. И послал также и Соломон к Хираму сказать... я намерен построить дом имени Господа Бога моего, как сказал Господь отцу моему Давиду… итак прикажи нарубить для меня кедров с Ливана... Когда услышал Хирам слова Соломона, очень обрадовался и сказал: благословен ныне Господь, Который дал Давиду сына мудрого [для] [управления] этим многочисленным народом! …И давал Хирам Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые, вполне по его желанию» (3 Царств 5:1-12).

В «Оксфордской истории библейского мира» утверждается, что строительство из камня было дороже, чем из других строительных материалов, и применялось в официальных зданиях, таких как дворцы и святыни, в местах, которые служили региональными царскими городами. Также и Храм Соломона был построен из тесаного камня (1 Царств 7). Как отмечается в книге, прото-эолийская капитель являлась признаком этого формального стиля архитектуры: «Высокое качество и однородность этих черт монументальной архитектуры 10 века до н. е. представляют стиль здания, которое, возможно, было спроектировано в объединенной монархии неизвестным царским архитектором».

Пальма как левантийский сакральный прообраз

Что касается монеты в 5 шекелей, то, как отмечают источники, прототипом ее аверса стала колонна прото-эолийского ордера, найденная на раскопках в районе Мегиддо.

Прото-эолийский или прото-ионический ордер, как его иногда называют, относится к определенному стилю колонн. «Прото-» ― от греческого слова «первичный» или «самый первый». Это значит, что этот стиль колонны, хоть и очень похож на более известные греческие и римские колонны, на самом деле предшествует им, возникая в Израиле с финикийским влиянием.

Эолийский ордер относится к особому архитектурному стилю, который имеет два изогнутых волюта (завитка) пальметы — мотива, напоминающего веерообразные листья пальмы, поднимающиеся от колонны и раскрывающиеся наружу.

Мотив пальмы присутствует как в израильском, так и в финикийском дизайне. Кстати, его использовали и для украшения Храма Соломона: «И вырезал [на них] херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе» (3 Царств 6:35).

Библия как компас в израильской археологии

Анализируя историю археологического открытия дворца Давида, обратим внимание на исключительную роль в этом библейского нарратива. Израильский археолог Эйлат Мазар сознательно использовала Библию как один из многих инструментов в своем профессиональном наборе. Она была твердой сторонницей роли Библии в израильской археологии.

«Что удивительно в Библии, так это то, что очень часто мы видим, что она очень точна, а иногда и невероятно точна», — говорила она. И действительно, Библия настолько точна, что археолог использовала один конкретный стих, чтобы найти огромный, но неуловимый дворец царя Давида, построенный более 3000 лет назад.

Когда Давид завоевал город евусеев около 1000 г. до н. э., он поселился в крепости — евусейской крепости в северной части города. Согласно 2 Книгу Царств 5:9, он начал застраивать территорию вокруг Милло и внутри. Поэтому Давид решил расширить границы города, сперва сосредоточившись на царском дворце: «И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри».


Ближе к концу строительства дворца Давида напали филистимляне. И поскольку новый дворец, возможно, был недостаточно укреплен, чтобы противостоять нападению филистимлян, в стихе 17 говорится, что Давид спустился в цитадель, чтобы забаррикадироваться в городских стенах, пока конфликт не закончится. «Когда Филистимляне услышали, что Давида помазали на царство над Израилем, то поднялись все Филистимляне искать Давида. И услышал Давид и пошел в крепость [в оригинале — спустился в крепость]» (2 Царств 5:17). Это, как предположила доктор Мазар, указывает на то, что новый дворец Давида стоял на более высоком месте, чем евусейская крепость.

Ее предложение вначале может показаться странным: зачем Давиду строить свою царскую резиденцию за укрепленными стенами Иерусалима? Потому что в маленьком огороженном городе не было места, отвечает Мазар. В обычные времена дворец не нуждался в защите, а когда нависла угроза, Давид и его окружение могли быстро «спуститься», как говорит Библия, в городскую крепость в нескольких метрах к югу.

«Из топографии города Давида видно, что Давид мог спуститься в цитадель только с севера, поскольку город со всех сторон окружен глубокими долинами. Также имеет смысл, что твердыня евусеев была расположена на самой высокой точке Города Давида, то есть в ее северной части. Отсюда крепость не только руководила бы всеми районами города, но и обеспечивала оборону города с его единственной уязвимой стороны — севера, не имевшей естественной обороны. Если это было на самом деле так, можно заключить, что после завоевания города дворец Давида был построен к северу от этой цитадели (Давид спустился в крепость) и за пределами северных укреплений города», ― отметила ученая.

По словам Эйлат Мазар, хотя Кеньон, скорее всего, правильно датировала остатки монументального сооружения, она никогда не рассматривала возможность того, что царь Давид построил свой дворец за пределами укрепленного города. Поэтому ей и в голову не пришло, что это сооружение могло принадлежать дворцу Давиду.

Доктор Мазар опубликовала свою теорию в статье «Раскопайте дворец царя Давида» в Biblical Archaeology Review в январе 1997 года. На изображении древнего города Давида она нарисовала стрелку с надписью «Он там», что указывает на северный конец города. Она написала: «Внимательное изучение библейского текста в сочетании с порой незамеченными результатами современных археологических раскопок в Иерусалиме позволяют нам, по моему мнению, определить месторасположение дворца царя Давида. Если некоторые считают гипотезу, которую я выдвину в этой статье, слишком спекулятивной, мой ответ будет просто таким: давайте проверим ее так, как археологи всегда пытаются проверить свои теории — посредством раскопок».

Спустя десять лет именно это сделали раскопки. В 2005 году, прямо под поверхностью в самой северной части города Давида, она обнаружила царский дворец.

«Библейский рассказ, как я утверждаю, лучше объясняет археологию, чем любая другая выдвинутая гипотеза. Действительно, археологические остатки идеально соответствуют библейскому описанию, говорящему нам, что Давид спустился оттуда к цитадели. Поэтому вам решать, нашли мы дворец царя Давида или нет», ― отмечает ученый.

«Раскапывать древнюю землю Израиля, не читая и не изучая библейский источник», — это бессмыслица

Естественно, что в научном мире доктор Мазар имела недоброжелателей, дискредитировавших ее работу из-за того, как она использует Библию. Они клеймили ученую как «фундаменталистку с очевидной предвзятостью». Напротив, доктор Мазар имела научный подход: ее выводы твердо основываются на надежном археологическом методе.

«Каждый может наблюдать, как мы работаем, а затем ― как мы обрабатываем находки. Мы заботимся о том, чтобы все можно было наблюдать и критиковать. Тогда никто не сможет обвинить нас в том, что мы совершаем не лучшую работу», ― говорила она.

После завершения раскопок, изучения артефактов и стратиграфии археолог вправе предложить наилучший возможный вывод к тому, что было раскопано, чтобы объективно решить, подтвердилась ли гипотеза. В случае с дворцом царя Давида ― несомненно, да! Широко признанная датировка постройки 11-10 веком до нашей эры, ее расположение и огромные размеры свидетельствуют о том, что дворец царя Давида является наиболее логичным и научным идентификатором «большого каменного сооружения».

Вопреки тому, что могут сказать критики, найти то, что вы ищете, ― действительно хорошая наука. Но для проведения лучших исследований перед раскопками требуется большая способность использовать все имеющиеся в вашем распоряжении источники. По мнению доктора Мазар, это исследование требовало использования библейского текста.

«Я работаю с Библией в одной руке, а орудием раскопок ― в другой, ― говорила она. — Библия является важнейшим историческим источником, и потому заслуживает особого внимания». Так, благодаря Священному Писанию, ее выдающиеся археологические находки в древнем Городе Давида, кроме дворца царя Давида, включают части стен царя Соломона и глиняные печати, принадлежащие царю Езекии и, возможно, пророку Исаии, 50 золотых монет и большой золотой медальон с символом меноры, а также ряд других драгоценных находок.

«Археология не может стоять сама по себе как очень технический метод, ― рассказала она. ― На самом деле она достаточно примитивна без поддержки письменных документов. Раскапывать древнюю землю Израиля и не читать, не познавать библейский источник, ― это бессмыслица. Я не вижу, как это может работать. Это как раскопки на классическом месте [античного мира] с игнорированием греческих и латинских источников. Это невозможно».

Для доктора Мазара вся ее академическая репутация находилась на грани с ее раскопками и выводами. Тем не менее, она твердо придерживалась исторического применения Библии. Несмотря на то, что для многих современников она стала символом библейской археологии, доктор Эйлат Мазар ― не первая, кто так высоко уважает Библию.

По словам очевидцев, она никогда не откладывала свою Библию с большими закладками и знала библейские стихи наизусть. «Нет ничего нового в том, чтобы читать Библию, чтобы увидеть, сколько реальности можно почувствовать. Это целая школа, которая началась с Робинсона, а впоследствии ― с Олбрайт, последователем и учеником которой считал себя мой дедушка», ― рассказывает она.

«Мой дедушка» ― это покойный профессор доктор Биньямин Мазар, ведущий израильский археолог. Он наиболее известен своими масштабными раскопками в юго-западном углу Храмовой горы, охватившими конец 1960-х и 1970-е годы. Он также являлся президентом Еврейского университета с 1953 по 1961 год. Именно его увлечение археологией и Библией увлекло воображение молодой девушки по имени Эйлат, которая любила посещать его раскопки. Она вспоминала, что много раз в детстве сидела перед дедом, когда он проводил дома семинары для ученых: «Он делился своим энтузиазмом со всем академическим миром и с нами, детьми».

«Одной из многих вещей, которым я научилась от своего деда, было то, как относиться к библейскому тексту: проверяйте его снова и снова, поскольку в нем есть описания подлинной исторической реальности. Непросто различить слои текстовых источников, которые накапливались друг на друге на протяжении поколений; у нас не всегда есть инструменты для этого. Но понятно, что в библейском тексте скрыты крупинки подробной исторической правды», ― написала доктор Мазар.

Эта подготовка хорошо послужила Эйлат Мазар. Так же глубоко и понимание профессора Мазар того, что Библию следует использовать как исторический источник истории Израиля. И именно они вместе с дедом вначале обсудили идею о том, что дворец царя Давида расположен именно там, где его позже нашли!

Еще с начала 1800-х годов многие из научного сообщества пытались обесславить подлинность библейского текста. В отличие от любой другой религиозной книги, Бог Библии действительно утверждает, что является не просто случайным наблюдателем истории человечества, но и действующей личностью в ней. Итак, разрушая историческую основу Библии, люди строят свою веру на зыбкой почве.

К счастью, еще есть такие, как доктор Эйлат Мазар, желающие практиковать подлинную науку и признавать Библию исторической. Если бы таких людей было больше, кто знает, что еще можно было бы обнаружить?

Использованные материалы

1. Look familiar? Past and present merge again! City of David Ancient Jerusalem. Режим доступа: https://www.facebook.com/191488240877548/posts/7735008186525478/)

2. Proto-Aeolic Capital Points to King David’s Palace. Eleanor Clarke. June 21, 2020. Режим доступа: (https://watchjerusalem.co.il/970-proto-aeolic-capital-points-to-king-davids-palace).

3. Using the Bible as Her Guide. Brent Nagtegaal. January 4, 2011. Режим доступа: https://watchjerusalem.co.il/128-using-the-bible-as-her-guide

4. Digging up biblical dynamite. Steven Erlange. Aug 06, 2005. Режим доступа: https://www.taipeitimes.com/News/feat/archives/2005/08/06/2003266696

5. Did I Find King David’s Palace? Eilat Mazar. June 07, 2020. Режим доступа: https://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-topics/hebrew-bible/did-i-find-king-davids-palace/

6. Remembering Eilat Mazar, the archaeologist of Jerusalem. Etgar Lefkovits. May 27, 2021. Режим доступа: https://www.jpost.com/archaeology/remembering-eilat-mazar-the-archaeologist-of-jerusalem-669419

Александра Обревко

Фото и иллюстрации  Abir Sultan/FLASH90, Yonit Schiller, COD Archive, raritetus.ru, NY Times, Garo Nalbandian, Lloyd Townsend, Israel Antiquities Authority, wikimedia.org

Источник: Громада «Бейт шалом»

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Хотите редактировать Ваши комментарии? Зарегистрируйтесь на сайте.


Защитный код
Обновить