Зачем в Декалоге Вторая Заповедь?

Христианство и Новый Завет Исследования
Александр Болотников Просмотров: 4477


Греческое слово декалог переводится на русский язык как "десятисловие" и означает «Десять Заповедей», Десять Заповедей которые Всевышний написал Своим перстом на каменных скрижалях и передал Моисею.

Однако в современной русской речи словосочетание «десять заповедей» вошло в обиход и стало употребляться по отношению к общим принципам человеческой порядочности. Иными словами, часто люди считают, что если они не делают никому ничего плохого, то в этом и заключается исполнение Десяти Заповедей.

Но, отвечая на вопрос знатока Торы о том, какая самая наибольшая заповедь в законе, Иисус указал на два принципа, лежащих в основе Божественного декалога: любовь к ближнему и любовь к Богу. О второй составляющей Десяти Заповедей мы очень часто забываем и, концентрируясь на человеческом факторе, не понимаем, что без нормальных отношений с Создателем невозможно быть гармоничной личностью.

Именно поэтому первые четыре заповеди Декалога регулируют наши взаимоотношения с Богом. А вторая заповедь непосредственно требует от человека «не делать себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняться им и не служить им» (Исх. 20:4-6).

На первый взгляд кажется, что заповедь просто запрещает идолопоклонство и языческие культы, а потому устарела не имеет никакого отношения к современным реалиям. Кто сегодня поклоняется идолам? Ведь все эти мифические божки уже много веков являются достоянием истории и отжили свой век. А потому, например, Католический Катехизис при изложении Десяти Заповедей объединяет первую и вторую заповеди, а десятую, для полного счета, разделяет на две, при этом декларируя, что: «Божие повеление означало, что запрещено любое изображение Бога человеческой рукой... Христианское почитание изображений не противоречит Первой Заповеди».

С начала четвертого века, когда император Константин легализовал христианство и сделал его государственной религией, христиане получили "зеленый свет" и стали распространять евангельскую весть среди варварских племен. Тут и возникла серьезная проблема. Язычники из варварских племен не имели терпения слушать чтение библейских историй и из-за этого христианские учителя начали рисовать картины, которые иллюстрировали эти библейские сюжеты. Так появились первые иконы, ставшие объектами для поклонения.

С одной стороны, можно понять тех христиан, которые, желая более близкого ощущения присутствия Божьего хотят представить Его образ. С другой стороны даже лик Иисуса, представленный как на старых иконах, так и на современных портретах, является плодом человеческой фантазии смешанной с культурой и менталитетом того или иного народа. Так, например, одна москвичка с упоением рассказывала о том, что когда она молится, ей представляется образ Иисуса, голубоглазого с длинными русыми волосами до плеч. Типичный образ славянского красавца. Однако, когда о таком описании облика Иисуса услышали чернокожие прихожане одной из американских церквей, в зале на протяжении пятнадцати минут стоял гомерический хохот. Этот образ русоволосого красавца славянской внешности никак не вписывался в традиционные представления о красоте, присущие жителям Карибских островов.

Если прочитать Вторую заповедь внимательно, то мы увидим, что она не вполне говорит об идолопоклонстве. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:4-6). О проблеме поклонения иным богам вначале говорится в Первой заповеди «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:3). Вторая заповедь говорит не столько об иных богах (хотя к ним и имеет отношение), сколько запрещает нам, людям, создавать Бога по нашему образу, сообразно с нашими представлениями. Известный еврейский мыслитель, Моисей Маймонид (РАМБАМ) написал такие слова: «Бог ни на что и ни на кого не похож. Его облик не представим для человеческого воображения». Именно эту проблему раскрывает и решает Моисей, обращаясь со своей последней речью к потомкам тех, кто вышел с ним из Египта.

«И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас... Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Втор. 4:12-19).

Эти слова Моисея не говорят об опасности поклонения иным богам. Здесь упоминается событие, случившееся сорок лет назад, когда Израильский народ находился у подножия горы Синай в ожидании Моисея, который поднялся на вершину, чтобы получить откровение от Бога.

Явление Славы Божьей на вершине Синая было весьма впечатляющим и устрашающим. «При наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее» (Исх. 19:16-19).

Однако Моисей был на Синае не день и не два, и постепенно это трепетное присутствие Бога начало народу «приедаться». Одни и те же громы, молнии и трубный звук. Постепенно люди начали искать новый источник чувственной подпитки.

«Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». (Исх. 32:1) Иными словами, народ не имел намерения поклоняться каким-либо языческим богам. Они просто желали наглядно представить себе Бога, который вывел их из Египта. Учитывая технологии и представления, существовавшие в то время, Всевышний получился выглядящим как уродливая статуя быка.

Данная история весьма показательна и раскрывает глубинные проблемы, о которых говорит Вторая заповедь. Бог не желает, чтобы грешные люди познавали Его через зрение. Несмотря на то, что зрение является самым главным органом чувств, эти чувства являются весьма обманчивыми. И хотя многие христиане считают допустимым поклонение Богу через «лицезрение образа Христа», в своих посланиях Павел однозначно делает противопоставление между верой и зрительным восприятием. «Ибо мы ходим верою, а не видением» (1 Кор. 5:7). «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1) (рассматривая текст «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу...», 1Тим.1:17, можно предположить, что уверенность в невидимом – это уверенность в Невидимом Боге).

Удивительно, но вместо использования зрения Павел предлагает обрести веру с помощью слуха. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Здесь интересно заметить, что вера приходит даже не от чтения, а от слышания. Павел здесь ссылается на древнюю традицию чтения Священного Писания, установленную со времен священника, книжника Ездры. «И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона» (Неем. 8:2-3).

Дело в том, что фактически до начала двадцатого века большинство людей не могло узнать содержание Божьего Откровения если кто-нибудь не читал им Библию. Всеобщая грамотность и доступная цена на Библию стали достоянием человечества только в последние сто с лишним лет. Таким образом, для иудеев и христиан первого века нашей эры синагогальное чтение Торы и Пророков было единственным источником познания Слова Божьего.

Когда христианство отказалось от богослужебного чтения и изучения Библии и заменило его на иконопочитание, это привело к необратимым последствиям. Постепенно, уже в период Империи Карла Великого, миссионерская деятельность католических проповедников христианства свелась к демонстрации чудес, которые совершали мощи святых. Несколько веков спустя, чудотворная икона Владимирской Богоматери, якобы написанная евангелистом Лукой, стала избавлять Русь от татаро-монгольского ига (эффективность этого средства мы все знаем из истории).

Сегодня недооценка значения Второй заповеди в духовной жизни человека так же может привести наши отношения с Всевышним к развалу. Стремясь к чувственному познанию Бога, мы отрываем себя от познания Его Откровения и Его воли и принципов, в согласии с которыми Он желает, чтобы мы жили. Конечно же, Бог непременно совершает в жизни верующего человека великое, и многие могут поделиться удивительными чудесами, которые совершал Всевышний на их жизненном пути. Однако наша вера в Бога не может основываться исключительно на чудесах, так как будет охладевать, как скоро закончатся острые ощущения.

Именно об этом говорил Всевышний пророку Илии, когда тот пришел к Нему на гору Хорив (Синай), скрываясь от своих преследователей.

«И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (1 Цар. 19:11-12).

В древнееврейском оригинале выражение «веяние тихого ветра» звучит как «тихий спокойный голос» или как «слабый голос в молчании».

Именно к такому голосу Всевышний хочет нас приучить. Этим голосом Он желает разговаривать с нами, открываясь нам через Священное Писание.

«Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам» (Втор.4:1).

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (Втор.4:15).

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4).

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

 

Постскриптум

Почему мы решили в качестве иллюстрации к статье выбрать именно картину Малевича «Черный квадрат»? Мы исходили из одной очень интересной версии интерпретации этой картины, изложенной на Википедии. Приведем ее.

«В дальнейшем некоторые исследователи связывали «Квадрат» с еврейскими мотивами в творчестве Малевича. Так, Леонид Кацис в работе "Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд" возводит «Чёрный квадрат» к тфилину:

"Зададим себе вопрос: "Что могло значить выражение «чёрный квадрат на чёрном фоне», «чёрный квадрат на белом фоне» и т. п. для молодых витебских художников-евреев, проживших всю свою жизнь в еврейской провинции? Как должны были они воспринимать этот предмет (и предмет ли это?), если сами они писали: «Носите чёрный квадрат...»? Никак не менее 5 раз в неделю видели они, если не использовали сами, именно предмет, который представляет собой «чёрный куб на чёрном квадратном фоне». Это тфилин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что чёрный куб на чёрном фоне и даст нам искомый «чёрный квадрат на чёрном фоне»".»

Тфилин – это две маленькие коробочки, изготавливаемые из кожи чистых животных и содержащие отрывки из Пятикнижия Моисея (Торы). Одну из них при помощи ремешков укрепляют на руке, а другую – на голову, на начало волос на лбу. Библейское объяснение этой традиции находится в стихе: «Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими». Тфилин, как уже сказано, используется при молитве.

Слова «навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» - это часть молитвы ШМА (Слушай, Израиль).

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор.6:4-9).

Тфилин, таким образом, в еврейском понимании всегда связан со словами «слушай», о чем и говорит Александр Болотников. И хотя такая интерпретация картины Малевича – всего лишь версия, она, на наш взгляд, весьма ярко раскрывает суть вопроса.

Ну а что касается уверенности в правильности этой версии, то абстракционисты для того и творили, чтобы у нас с вами был простор для размышления.

Редакция Альманаха «Борух»

 

Комментарии  

+1 # Alexandr 13.10.2018 06:41
Здравствуйте!
Хотелось бы более пространного объяснения и места из Библии,говорящи е против почитания икон и мощей.
Я православный священник,но в корне против поклонения мощам и иконам.Вот такой вот когнитивный диссонанс.
Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Виктор АСД 13.11.2018 14:47
Приветствую Вас, Александр!
Честно говоря, Вы меня очень удивляете сведениями о себе! Православный служитель и противник икон - такое, честно признаюсь, впервые встречаю. Вы случайно не думал ли, что, возможно, Вы себя по инерции считаете православным, но по тому, как Вам открыта Всевышним истина, может быть, Вы уже за пределами этого вероучения?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Хотите редактировать Ваши комментарии? Зарегистрируйтесь на сайте.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

Вход на сайт

 

Недельная глава

Дварим / Второзаконие | Ки Таво כי־תבוא

Еврейский «День благодарения»

Эта Недельная глава начинается с описания праздника бикурим – еврейского «Дня благодарения».

Подробнее...

Выбор Редакции

Девятое Ава и изгнание из Испании

Согласно указу, подписанному испанскими монархами Фердинандом и Изабеллой 31 марта 1492 года, все евреи королевства, не пожелавшие креститься, должны были покинуть Испанию до конца июля того же года[1].

Квакер на Сионе

Любовь к евреям дорого обошлась первому консулу США в Иерусалиме Уордеру Крессону: его лишили крупного наследства и упекли в психбольницу за обращение в иудаизм. Он все-таки вырвался оттуда и уже под именем Михаэля Боаза стал в Иерусалиме авторитетом, еще в середине XIX века разработавшим проект «сельскохозяйственных колоний» на Сионе,где могли бы собраться евреи со всего света.

 

Путешествия