Урок 12 I кв. 2019 | Суд над Вавилоном


Суд над Вавилоном

 

Библейские тексты для исследования: Откр. 17; Иер. 51:13; Исх. 28:36-38; Откр. 13:1-8, 18; 16:2-12.

Памятный стих: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» (Откр. 18:4, 5).


Шестая язва вызывает символическое иссушение реки Евфрат, когда разочаровавшиеся люди лишают Вавилон своей поддержки. Как мы увидели в уроке прошлой недели, потере Вавилоном своей власти будет предшествовать широкое проявление сатанинских сил, имитирующих деятельность Бога (см. Откр. 16:13, 14). Эти усилия увенчаются успехом – сатане удастся объединить нечестивых в приготовлении к Армагеддонской битве.

В самом начале последней битвы произойдет великое землетрясение, являющееся частью седьмой язвы. Это землетрясение подорвет единство Вавилона и разделит его на три части (Откр. 16:18, 19). Вавилон последнего времени изображен как город, символизирующий краткосрочный союз политических и религиозных сил мира, ведущих борьбу против Божьего народа. Это единство будет подорвано, вследствие чего произойдет распад Вавилона последнего времени.

Нам необходимо помнить: текст Откр. 16:19 предвещает только политическое падение Вавилона последнего времени. Главы 17 и 18 повествуют о том, как именно это событие произойдет в действительности. Но прежде чем мы прочитаем о крахе Вавилона последнего времени и причинах его падения (Откр. 17:12-18:24), в главе 17 изображена вероотступническая религиозная система последнего времени, только теперь уже в образе блудницы, сидящей на звере, которая совместно со своими дочерьми настраивает мир против Бога (Откр. 17:1-11).

 

 

 

В. Олийник

 

Центр духовного просвещения

Библейская школа

Урок №12, «Суд над Вавилоном»

 

23 марта 2019

 

 

Преамбула: идентификация блудницы 17-й гл. Откровения дана в предыдущих уроках, поэтому в этом плане отражены лишь новые детали.

 

I. Вавилонская блудница (ВС). Блудница на багряном звере (ПН).

  1. Каково правильное ударение в слове «блудница»? (на 2-й слог!)
  2. Прочитайте Откр. 17:4,5 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Какого цвета порфира и багряница? («пурпурное и багряное» (Кулаков); в ориг. πορφυροῦς (порфюрус), κόκκινος (коккинос))

б. Какого цвета одежды первосвященника? (см. Исх. 28:5,6 – «голубой, пурпуровой и червленой»; в Септуагинте – греческ. переводе Торы – те же слова!)

в. Параллелью чему является золотая чаша в руке блудницы? (см. Исх. 25:29 – золотые чаши для служения во святилище)

г. Что еще схоже в описании блудницы и первосвященника?  (наличие надписи на челе – у первосвященника «святыня Господня» (Исх. 28:36-38); у блудницы иного содержания)

д. О чем свидетельствуют эти параллели? (блудница заняла место первосвященника!)

  1. Приведите примеры узурпации служения первосвященника!

 

II. Идентификация багряного зверя (ВТ).

  1. Прочитайте Откр. 17:1,3,7,8 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Укажите одинаковые элементы описания этого зверя и зверя из Откр. 13:1,3 (в воде, 7 голов, 10 рогов, богохульные имена)

б. Чему соответствует фраза «был, и нет его, и выйдет» (17:8) в описании 1-го зверя из 13-й главы? (13:3 – смертельная рана и ее исцеление)

в. Сравните реакцию жителей земли на обоих зверей (удивление – 13:3; 17:8)

г. О чем свидетельствует сравнение описания этих двух зверей? (это один и тот же зверь!)

д. В чем различие между зверем и блудницей? (зверь – это политическое измерение, блудница – религиозное)

  1. Есть ли в мире сегодня примеры союза религии и политики?

 

III. Семь голов зверя (СР).

  1. Прочитайте Откр. 17:9-11 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Что в пророческих образах Библии означает голова зверя? (см. Дан. 7:6 – царство, никогда не личность!)

б. Что в пророческих образах Библии означает слово «царь»? (см. Дан. 7:17,23 – царство, никогда не личность!)

в. Как эти царства соотносятся друг с другом? (10 ст. – сменяют друг друга, не сосуществуют!)

г. Какие царства на протяжении истории блудодействовали с Вавилоном? (см. Иер. 51:7 – вино Вавилона пили все народы; «Эта жена формировала блудодейные связи в каждую эпоху своей истории с существовавшими тогда мировыми державами» (George E. Ladd))

д. Назовите 7 зверей книги Откровения (13:1,2 – лев, медведь, барс, зверь страшный и ужасный; 17:3 – зверь багряный; 11:7 – выходящий из бездны; 13:11 – выходящий из земли)

е. Какой зверь является дважды? (тот, у кого смертельная рана исцеляется: был – нет (смертельная рана) – и явится)

  1. Есть ли смысл подсчитывать количество пап с 1929 года?

 

IV. Суд над Вавилоном (ЧТ).

  1. Прочитайте Откр. 18:1-5 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Какова духовная основа Вавилона? (2 ст. – бесы, нечистые духи)

б. Какими словами можно описать взаимоотношения, открытые в 3 ст.? (религиозно-политически-экономический союз)

в. Как названы те, кто еще находится в Вавилоне, и чему это учит нас в плане правильного отношения к заблуждающимся? (они являются частью Божьего народа!)

г. Как выйти из Вавилона? (4 ст. – не участвовать в грехах!)

  1. Вышли ли вы из Вавилона??

 

 

Внимание! Этим уроком завершается работа над планами уроков Субботней Школы в Центре духовного просвещения в этом квартале ввиду служения Вечери Господней в последнюю субботу декабря, когда урок проводится в общем классе.

 

 

Виталий Олийник

 

Марианна Глебушко

 

СУДНЫЙ ДЕНЬ


15-19 главы кн.Откровение.

Последовательно рассказывая нам о движении служения Судного Дня в Небесном Храме, Иоанн дошёл до описания кропления на завесу Святого Святых и последующего смешения крови Первосвященника и крови жертвы от Его народа (8-11 главы книги). Далее, согласно воспоминаниям еврейского народа об этом служении, оставленном в трактате Йома, должны идти следующие действия.

– Первосвященник подходил к золотому жертвеннику и брызгал кровь по углам жертвенника семь раз, а остатки крови сливал к западному основанию медного жертвенника (ближайшему ко входу во святилище)[1]. Иоанн видит это служение в следующем порядке: «И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Б-га, живущего во веки веков. И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Б-жия на землю» (Откр.15:6,7;16:1).

– Первосвященник исповедовал грех народа над козленком для «духа опустошения»[2]. Иоанн видит: «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих» (Откр.17:1).

– Первосвященник передавал козленка тому, кто отводит его в пустыню[3]. И Иоанн заметил: «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народыЗа то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Б-г, судящий ее» (Откр.18:1,2,8).

– Первосвященник подходил к тушам теленка, заколотого за него, и козленка, заколотого за народ, вырезал из них сало для воскурений, а туши переплетал, чтобы вместе вынести их к месту всесожжения за пределы Храма и Иерусалима. Все эти действия первосвященник производил всё ещё в белых одеждах, не снятых после посещения Святого Святых[4]. Иоанн видит уже отклик Неба на это служение соединения Первосвященника и Его народа для последней совместной жертвы через поздравления Ему от служителей Храма: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Б-г Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19:6,7).

–  Первосвященнику сообщали, что козленок для «духа опустошения» достигал пустыни, где непременно должен был погибнуть[5]. И Иоанн видит это: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр.19:20,21).

Закон так описывал эти события Судного Дня: «И выйдет он к жертвеннику, который пред лицем Господним, и очистит его, и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон, и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.

И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев.16:18-22)

«И войдет Аарон в скинию собрания, и снимет льняные одежды, которые надевал, входя во святилище, и оставит их там, и омоет тело свое водою на святом месте, и наденет одежды свои, и выйдет и совершит всесожжение за себя и всесожжение за народ, и очистит себя и народ; а тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике… А тельца за грех и козла за грех, которых кровь внесена была для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их и мясо их и нечистоту их» (Лев.16:23-25,27).

«И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное» (Лев.16:29-31).

Небесный суд (происходящий в Дни Трепета) устанавливал степень нашей «срощенности» с бунтом сатаны против Триединого: возможно ли оторвать нас от греха без того, чтобы не потерять нашу личность. Теперь это решено для всех живущих на планете (без того, что мы узнаем и почувствуем это). Суд преступает к следующей своей фазе, при которой вина за преступление возлагается на виновного наказанием. И, согласно Закона, «рука свидетелей должна быть на нем прежде [всех], чтоб убить его, потом рука всего народа; и [так] истреби зло из среды себя» (Втор.17:7). Оттого наше участие в заключительных днях истории планеты непременно, как бы ни были они страшны: праведными действиями в них мы подтверждаем свой статус свидетелей в деле преступления восставшего ангела, а не его соучастников. Поэтому Иоанн слышит призыв: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Б-г воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое» (Откр.18:4-6). Согласно Закона, Агнец, Которому мы уже принадлежим по согласию Суда, не может забрать нас с Земли до истечения этого срока. Но, исходя из описанного Иоанном, в эти дни бесчинств погибающего нечестия с праведниками не случится никакого зла: при описании семи «кроплений» ангелами суда трудности времени ложатся на всех[6], но несчастья постигают только вовлеченных в восстание сатаны[7]. Об этом времени Исайя предрекал следующее: «Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: "кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?" - Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет. Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную» (Ис.33:14-17)[8].

Служение тамид
 в чине Судного дня

Рассказывая нам о служении Небесного Храма, Иоанн последовательно раскрывает нам, как от одного этапа развития Вселенной до другого (или от одного праздничного служения у Престола до другого) меняется тамид – служение вечного разговора внутри Триединства, от которого созидается мир. И теперь, приступая к описанию следующего праздничного времени Храма, Иоанн, прежде всего, возвращает нас в литургический контекст Небесного Святилища. Он видит гладкое, как стекло море[9], вместо воды заполненное огнем:  «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Б-жии» (Откр.15:2). Огонь – образ и знак Предвечного Духа[10]. Через предыдущее служение Храма, – служение Новолетья, – Предвечный желал утвердить наши жизни на том же основании, которое имеет Иисус. А главная сущность Воплощенного, суть Его праведности – Его сыновство:  «Обитающий в недрах Отчей любви[11]», – так написано о Нём. Оттого результат этого праздничного времени описан так: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах», (Откр.14:1). Теперь, перед началом служения Судного Дня мы оказываемся полностью во власти Духа: Иисус передает нас Ему[12]. Праведность это – не стабильное состояние; она подразумевает постоянные изменения в нас, по-прежнему совершаемые через дары Ипостасей Друг Другу.  Объятие «первенцев» Духом производит в них определенные перемены: «и поют песнь Моисея, раба Б-жия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Б-же Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр.15:3,4). Под влиянием Духа, «первенцы» размышляют, говорят о судах Вседержителя; при этом они открывают ярость, тяжесть, смерть, ужас Его наказание (в котором вскоре окажутся и они тоже) как проявление Его святости. Это становится заметным из соотнесения Иоанном образа ангелов, несущих «семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Б-жия» (Откр.15:1), и определением дел Вседержителя «первенцами»: и те и другие названы одинаково – «великими и чудными»[13]. Умение увидеть за открывающимся ужасом рушащейся планеты «праведность и истинность Его путей»[14] и делает их способными оставаться в это время на Земле. Пока Дух не произведет в них этой перемены и научения, суды не начнут изливаться на Землю[15]. Оттого решение о начале конца принимают совместно Сидящий-на-Престоле и Предвечный Дух: кропление из семи чаш гнева в служении Судного Дня совершалось на золотой жертвенник[16], т.е. на то место, которое отражает единство Сидящего-на-Престоле и Предвечного Духа.

«И наполнился храм дымом от славы Б-жией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов» (Отк.15:8). Затем облако славы Предвечного, обычно сокрытое во Святом Святых (давире), наполняет и Святое отделение Храма, тем самым прекращая доступ кого бы то ни было к месту кадильницы и семисвечника: теперь происходящее между Сидящем-на-Престоле и Предвечным Духом (обычно наблюдаемое через совершаемое по чину кадильницы), а также между Воплощенным и Духом (понимаемое через изменение служения у семисвечника) никого не будет касаться, никем из сотворенных не будет видимо[17]. Из всего служения тамид Их вечного диалога видимым остается лишь порядок у медного жертвенника, раскрывающий слова и единство Обитающего-в-непреступном-свете и Воплощенного. Оттого Их Имена становятся ведущими в последних днях истории нашей планеты. Так начинается тот особый тамид, который прекратит работу Небесного Храма (в том виде, в котором мы её знали)[18].

Первое кропление ярости Вседержителя приносит людям тяжелые раны (Откр.16:2); второе и третье превращает все воды Земли в кровь (Откр.16:3,4). Ангел вод, наблюдающий за ходом судов от первых трех кроплений, так подведет их итог: «…за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того» (Откр.16:6). «Праведен Ты, Господи…» (Откр.16:5). Соединение трех судов вместе не случайно: кровь и вода, – это реальность Голгофы, боли Иисуса на ней[19]. Во время этой части суда люди на Земле испытают то, что переживал Иисус на Голгофе, т.е. потерю Отца. Но Его верность продолжала взывать к Отцу даже сквозь разделенность; Он смог сохранить единство с Ним. Люди, которые останутся жить в это служение Храма, не смогут сделать этого. Кроме тех, кто впитал в себя сыновство Иисуса как главную черту своего характера. Голос от жертвенника, – от того места, где совершается последняя часть тамида, – подтверждает закономерность и предусмотренность происходящего на Земле: «И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Б-же Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр.16:7).

(Прежде, чем мы прочтем пророчество дальше, еще раз проговорим себе, как служение Новолетья навечно соединяет нас с именем Отца, «доколе говорится: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр.3:15). Ничто так не сблизит нас с Ним, как разделение Его боли от смерти Сына. Как нам пережить ту потерю вместе с Ним? Когда искушение приходит к нам, то оно видится как нечто, без чего мы не сможем обрести полноту жизни, обрести себя. Оно видится только так и по-иному не бывает: очень важным, просто необходимым для нашего существования, логичным, непременным. Когда Отец уходил от Него в Гефсимании,  Иисус воспринимал разрыв как потерю того, без чего уже никогда Он не обретет ощущения жизни, радости и просто цельности Своего личности. Но Ему нужно было удержаться от жгучего, нестерпимого желания вернуть Отца и не сойти с креста. Он не должен был позволить себе взять то, что виделось желанным, совершенно и безоговорочно необходимым. Также и с нашей стойкостью к искушению: если мы удерживаемся, если соглашаемся на лишение себя того, что кажется безусловно желанным, то узнаем терзания, и стойкость, и смирение Иисуса на Голгофе. Когда мы поступаем так, как поступал Иисус, Отец видит Своего Сына в нас: Он хорошо знает Его поступки и слова, знает Его «подчерк»; Он узнает его даже в нас, слабых и немощных. Давайте запомним ободрение: «Б-г будет для нас всем, чем мы позволим Ему быть»[20]).

Четвертое кропление задевает солнце, пятое – мрак. В ответ на шестое сатана пытается сопротивляться, – через своих представителей он посылает по всей Земле три вести, в подражании трём трубным звукам Новолетья, в предыдущее служение Храма собравшим Б-жий народ: «И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Б-га Вседержителя» (Откр.16:13,14)[21]. Происходящее описано Иоанном через реалии истории молитвы Мелхиседека:  «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откр.16:12). Пророчества Даниила об этом времени также отсылают нас к образу Предводителя небесных воинств (т.е. к Иисусу): «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан.12:1). Как Он восстанет за нас, если реально Воплощенный будет находиться в это время в Небесном Храме? Обещанный-нам будет связан со своим народом как Б-г. Он поднимет в нас Свои силы Гефсимании, которые ранее уже вложил Своим Именем, а после этого времени и опыта оставит с нами навсегда. Он даст пережить и этим запечатлеет в нас Свой главный человеческий опыт. «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого» (Лук.17:26), – однажды сказал н об этих днях:  это будут дни Сына человеческого, Его личного опыта[22].

Праздник труб (который копирует сатана при этих трех «кроплениях») рассказывал, прежде всего, о Творящем. Свет, с которым оказываются связаны эти три «чаши гнева»[23], – также передает образ Отца.  Во время этих язв люди испытывают то, что переживал Сидящий-на-Престоле, когда они отвергали Его замысел и дары для их жизни. В момент Его ухода от них, этих людей будет покидать все лучшее и доброе, что они знали, видели или только предчувствовали (могли узнать) за свою жизнь. Вся эта память еще живет в них (ибо их самосознание и состоит в уходе от этого доброго), но влияние этого блага уже не ощущается. Святый и Праведный пробудит эту ужасную для них память. Но они уже не смогут ухватить ее покаянием[24].

Седьмое кропление развевается в воздухе планеты, однако сокрушение именно этого эфемерного слоя затрагивает сами основы Земли (Откр.16:17-21): люди испытывают то, что дали пережить Предвечному Духу. Триединство Предвечного покидает Землю до тех пор, пока сюда не вернется Верный и Истинный, чтобы забрать Своих: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Б-жие". И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр.19:11-14)[25].  Он придёт со служителями Храма, стремящимися приветствовать своих новых сотрудников: тех, кто еще ранее взаимодействовал с ними в служении Вышнего Святилища. Поэтому картина их пришествия начинается сценой разговора Иоанна с одним из них, – «И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Б-жии. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр.19:9,10).

Их мерное приближение к планете от Вышнего Святилища, в отличие от предыдущих служений Храма, происходит в молчании[26].  За тем молчанием скрыто серьезное переживание небесного воинства: дети Земли впервые со дня своего грехопадения должны увидеть Лик Предвечного, не скрытый умалением; смогут ли они? «Праведные с трепетом восклицают: «Кто может устоять?» При этих словах песни ангелов смолкают, и наступает страшное молчание. Затем слышится голос Иисуса: «Довольно благодати Моей для вас» (Е.Уайт. «Великая борьба» с. 641, 642 ориг) [27]. Тот, кто выдержал скорбь силой Воплощённого, тот вынесет и славу Его явления, – интересная физику Земли откроет Его пришествие: сокрытая от вечности Слава Его – в умение нести скорбь[28].

Возвращение Предвечного Единства на Землю сопровождается крушением ее стихий и материй: Земля не выдерживает прикосновения своего Творца, – «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются…» (Мф.24:29–31). Показательно, что Иисус описал события тех дней через прекращение правильного хода времени планеты (солнце, луна и звезды отвечали за незыблемость движения времени). Прекращение времени лишь сделало явным то, что и так происходило на Земле к этому часу: человек отверг «праздничные времена» Небесного Святилища[29], отвечающего за часы планеты.

У Идущего Иоанн описал, прежде всего, глаза: «Очи у Него как пламень огненный» (Откр.19:12). А из многообразия Его славы понял лишь одно Его Имя: «[Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Б-жие"» (Откр.19:12,13). Один христианский автор так передал суть Пришествия: «Когда Святой, восседавший на Престоле, стал медленно перелистывать страницы небесных записей, Его пристальный взгляд, казалось, проникал в самую глубину души, и в тот самый момент каждое слово и каждый поступок жизни всплывали перед мысленным взором людей так же ясно, как если бы все это было написано огненными буквами…» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 384–387). Безусловно, Он и сегодня даёт почувствовать нам Свой взгляд. Однако, пока Его Лик скрыт завесами Небесного Храма, этот взгляд вызывает в человеке побуждение раскаяться в неправедном перед Ним, «почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр.3:7,8). «…Затем книга закрылась, и с лица Сидящего на Престоле упала завеса, открыв страшную славу и великолепие Сына Б-жьего. … (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 384–387). «Без завесы», – к этому было устремлено Его сердце с тех пор, как за нами закрылись ворота Эдема.

Происходящее в тот миг будет действительно странно (не зря ангелы в молчании и тревоге приближались к Земле!). Внутренний мир Предвечного, высокие, недосягаемые взлеты Его души, воспринимаются сотворенными видимым образом как непреступное сияние славы и огонь, что окружает Его. Этот огонь непреодолим для сотворенных, так как нам не ухватить Его мира и преданности. Оттого меж этим огнем и небожителями стояли ангелы, служители Святилища: те, кто более других понимали Его замыслы и душу и могли передать их младшим собратьям[30]. Теперь же святость Его присутствия спускалась к тем, кто даже никогда не был непавшим, т.е. не знавшим греха. Люди Земли находятся еще в теле, по природе склонном к неподчинению Слову Всемогущего[31]. Как возможно им, знающим грех, остаться в присутствии святости, что бывает сокрытой даже и от непавших? Ангелы многое успели постичь, веками наблюдая за Его действиями во Святилище, вникая в Его замыслы; но таинство Пришествия останется не понятным им. Оттого Иисус и сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36). Ангелы смогли принять участие даже в подготовке Воплощения[32]. Но суть Второго Пришествия осталась для них тайной, потому подготовкой к нему руководит Сам Сидящий-на-Престоле и Его Дух.

В нас в любой момент может вспыхнуть нечто, что мы не всегда заметим сразу, а заметив, сможем ли остановить? Давайте обратимся к наблюдениям нашего рода, чтобы примерно представить себе, как человек, связанный с грехом по природе, становится способным выдержать Встречу со Святостью лицом к Лицу? То, что мы называем в себе грехом, есть, по сути, не правильно воспринятые (или вовсе отвергнутые) Его Слова к нам. Он Духом даёт какой-то дар, а мы или пропускаем его, или воспринимаем как возбуждение к неправильному: грех не творит нечто новое, он только искажает правильное[33]. Мы слышим Слово, но не так воспринимаем его[34]. «Весьма хорошо», – это не Его оценка Своих действий в начале Земли, но удовлетворение от того, что Его творение приняло Его Слово. Пока Святилище (т.е. место, где возможно освящение) продолжает свою работу, мы можем научиться распознавать в себе грех, учиться правильно видеть свои самые малые побуждения, их сердцевину, – т.е. ту Его благодать, недостача которой и исказила наши слова и дела. От нас требуется судить самих себя[35]. «Поймав» себя на чем-то запретном, ведите исследование своего сердца через признание нехватки какого-то дара Дающего к признанию того, что как раз в этот момент Он и желает благословить вас этим, научить принимать от него Его волю по этому благословению. Честность с собой и с Вечносущим, – то, что отличало Иакова, сделало его Израилем (т.е. «человеком, видящим Б-га») и заставило выдержать молитвенную ночь у реки Иавок. Иисус вспоминал о главном качестве этого патриарха так: «… подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Иоан.1:47). Не стоит замалчивать грех, даже если он мал и совершен только в себе; не стоит ждать, что ситуация с его пробуждением разрешиться сама собой: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней» (Соф.2:1,2). Грех исчерпаем, поскольку является порождением сотворенных.  Сам момент его распознавания нами свидетельствует о том, что где-то в Небесном Святилище уже принято решение научить нас отделять себя от этой нечистоты, уже проделана огромная работа с нашим умом и восприятием[36]. Обычно мы выделяем для себя только ту часть смирения Воплотившегося, при которой мы уже присоединяемся к Его служению за нас (к служению тамид), т.е. начинаем молиться об избавлении от неправедных пристрастий. Но узнавание греха и сокрушение от него – это только приглашение разделить с Ним давно начатое Им ходатайство и молитвенное бодрствование, во время которого что-то утверждается в нас[37]. Достижение победы в этом сражении уже продумано и неминуемо, и только поэтому мы, наконец, приглашаемся вступить в него: нам указывается на наш грех[38]. А далее: «Будьте настойчивы в молитвах. Неустанные просьбы приводят просящего к более искреннему и глубокому отношению, и его желание обрести что-либо возрастает… Чем искреннее и усерднее мы будем просить, тем теснее станет наше духовное единение с Христом»  (Е.Уайт, «Наглядные уроки Христа», с.145). Сближение с Воплотившимся возможно не от многократного повторения просьбы, но от исследования с разных сторон и в разных обстоятельствах Его опыта, который способен закрыть ту рану, на которой пытается утвердиться грех. «На каждом шагу нашего пути Он напоминает: «Ибо Я Господь, Б-г твой; держу тебя за правую руку твою... не бойся... Я помогаю тебе» (Ис.41:13). (Е.Уайт, «Воспитание», с.258). Его слава при творении планеты росла день ото дня; а в заключении была суббота – т.е. вершина Его славы. «…и покой Его будет слава» (Ис.11:10), – читаем мы у пророков. Покой – Его слава и качество, но Он делал их доступными для нашей планеты целых семь дней, – полноту времени! Он непременно ответит на те молитвы, которые действительно принесут нам покой, которые избавят нас от того, что мучают нас, (а не те, которые мы произносим по долгу и обязанности). Только сама способность успокаиваться приходит к нам не сразу. Как должны реагировать на свою склонность ко греху те, чьи тела и разум непостижимо для ангелов изменяться при Его сближении с планетой и её прахом?  Позволим себе разобрать цитату одного христианского автора: «Если человек, ежедневно общающийся с Б-гом, сбивается с пути, если он на мгновение отрывает свой взор от Иисуса, это происходит не потому, что он сознательно грешит; ибо, когда он видит свою ошибку, он возвращается вновь и сосредоточивает свой взгляд на Иисусе…» Замечание себя не с Отцом вызывает в человеке мгновенное желание возвратиться к Нему, заговорить с Ним, успокоиться в Его ободрении от своего внезапного смущения. «…Тот факт, что он заблуждался, не делает его менее дорогим для сердца Б-жьего. Он знает, что имеет общение со Спасителем, и, будучи обличаем за свою ошибку в каком-то вопросе, он не ходит угрюмо и не сетует на Б-га, но обращает ошибку в победу….» Замечание склонности ко греху не приводит его к отрицанию или замалчиванию этого факта для себя, не заставляет уходить «в глухую оборону» от Вездесущего. Оттого становится началом нового разговора с Предвечным, началом Его нового рассказа о Себе. «…Он черпает уроки из слов Господа и наблюдает за собой, чтобы вновь не поддаться обольщению». (Ревью энд Геральд, 12 мая 1896 г.). А не для полноты ли такого разговора Он и возвращается на Землю? Так чего же бояться человеку? «Скорейшего наступления этого дня (Пришествия) должны с верой ожидать все верующие; в этот день завершится работа их искупления и будут осуществлены все желания и стремления их души. О Господи, поспеши, приблизь этот блаженный день!» (Е.Уайт, «Великая борьба» с. 302–304).

Давайте помнить: каждый миг этого мира обретает значение лишь в контексте Святилища. Только через происходящее там, мы понимаем себя и свой день[39].  

  

 

[1] Йома 5:5.

[2] Йома 6:2.

[3] Йома 6:3.

[4] Йома 6:7.

[5] Йома 6:8.

[6] Например, согласно тексту: «Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море» (Откр.16:3).

[7] Например, согласно текстам: «Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр.16:2). «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Б-га небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр.16:10,11) и др.

[8] Как и предыдущие главы книги, мы обязаны прочитывать 15-19 главы с точки зрения разворачивания трех сюжетов:

–  «что было», т.е. видеть за ними исторический сюжет. И в нашем случае, это рассмотрение «кроплений» как рассказ о падении Римской империи, распявшей Иисуса, и ее наследников как это и принято в «классическом» прочтении Откровения. И это прочтение тем уместно и важно, что показывает, каким образом в истории человечества Б-г уже осуществлял Свои суды, предвозвещающие как совершится наказание нечестия в последние дни планеты;

– «что будет», т.е. видеть в тексте последовательное разворачивание этапов Вышнего суда, проходящих через всю книгу;

–  «что есть», т.е. замечать рассказ о постоянном служении Храма, тамид, благодаря которому и движется история. 

[9] Водоем во дворе Храма, в котором происходило посвящение священников на служение: «И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою» (Лев.8:6).

[10] Например, как следует из текста: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго,…»  (Деян.2:3,4)

[11] «Б-га не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18).

[12] Вспомним, что мы – всегда дар одной Ипостаси Б-жества Другой в рамках их сближения и раскрытия Их единства: «они были Твои, и Ты дал их Мне» (Ион.17:6).

[13] Откр.15:1 и 15:3.

[14] «велики и чудны дела Твои, Господи Б-же Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр.15:3).

[15] Это следует из порядка стихов 15 главы: Иоанн видит ангелов, уже готовых нести наказание (1ст.), но они не начинают своего смертельного хода (5,6 ст.) до тех пор, пока «первенцы» не обучатся «новой песни» под влиянием Духа (2-4ст.).

[16] «И выйдет он к жертвеннику, который пред лицем Господним, и очистит его, и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон, и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых» (Лев.16:18,19).

[17] Так происходит, в первую очередь от того, что принимаемые решения внутри Триединства во время этого служения не будут понятными никому из сотворенных (оттого Его решения в это время и названы «чудными»).  Доступ во Святое отделение (к Их диалогу возле чина кадильницы и семисвечника) в предыдущие служения Святилища показывает: то, что сотворенные в силах понять о Нём, неизменно раскрывается перед нами с тем, чтобы мы также могли присоединиться к Его воле: «Ибо, что можно знать о Б-ге, явно для них, потому что Б-г явил им» (Рим.1:19).

[18]  Когда ангел начинает объяснять Иоанну увиденный пророком образ неправедного народа, «взращенного» сатаной, он тоже переходит на язык тамида, т.е. сатана подводит итог своему «царствованию» на Земле также через образы этого служения Небесного Храма: «Тамид приносился девять, десятью, одиннадцать, двенадцать, не меньше, не больше. Он сам - девятью. В праздник в руке одного сосуд с водой, вот уже десять. После полудня одинадцатью - он сам десятью и еще два в их руках два полена...»  (пересчет служителей этого чина в Йома 2:5). Ср: «…и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час» (Откр.17:10-12).

[19] «но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Иоан.19:34).

[20] Е.Уайт, «Наше высшее призвание» с. 131 ориг.

[21] Обратите внимание, представители ложной троицы не действует сами по себе, у них есть единый руководитель: «И он собрал их на место, …» (Откр.16:16).

[22] Вот так, через реалии Гефсимании опишет происходящее тогда на Земле один христианский автор: «Невозможно описать тот опыт народа Б-жьего, который ему придется пережить, когда переплетутся вместе явление небесной славы и гонения…. Дети Б-жьи будут тогда ходить во свете, исходящем от трона Его. В то время ангелы будут поддерживать постоянную связь между небом и землей» (Письмо 119, 1904 г.).  

[23] «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце…» (Откр.16:8); «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно..» (Откр.16:10); «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откр.16:12).

[24] Вот как описал их состояние один автор: «…и это будет ужасная смерть, ибо им придется прочувствовать агонию, которую испытывал на кресте Христос. Тогда они поймут, что потеряли, — вечную жизнь и бессмертное наследие» (Ревью энд Геральд, 5 августа 1884 г.)

[25] «Он грядет во славе Своего Отца, и все святые ангелы будут сопровождать Его на пути» (Е.Уайт, «Молодежный руководитель», апрель 1854 г.).  Это замечание Иоанна открывает, что ангелы было сотворены только как служащие Небесного Святилища: если бы они были задействованы еще в каком-либо служении Неба, то и по закрытию Храма они остались бы на своих местах.

[26] «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр.8:1).

[27] Предшествующее этим событиям увиденное Иоанном торжество и ликование ангелов не относилось напрямую к нам и не было уверенностью ангелов в нашей способности выдержать пришествие: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Б-г Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Б-жии» (Откр.19:6-9) «Жена» Агнца – это Иерусалим (Откр.21:2), и восклицание ангелов отмечает готовность города принять своих жителей. К нам относится лишь осторожное замечание: «блаженны званые на брачную вечерю Агнца».

[28] Обратите внимание, когда Адам избрал попробовать грех, о нём стало сказано: «И сказал Господь Б-г: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт.3:22). Сущий засвидетельствовал о Себе, что Он представлял Себе, что такое зло (но не грех!), т.е. момент разделения с Б-гом. Текст открывает нам, что глубокое переживание о возможном разделении меж Триединства было в Них. Оттого с таким трепетом берегли преданность Друг Друга и стали творить мир для упрочения Единства. Те этапы времени, которые были задуманы Им для развития мира (семь служений Небесного Святилища), должны были так сформировать вселенную, чтобы сделать местом особого Их сближения Друг с Другом. (Это произошло бы, даже если бы в ней не случилось восстания ангела. Закономерные вопросы, которые поднялись в Люцифере, отметили начало тех процессов; но ангел не смог справиться с ними. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», (Матф.5:48) – то, за что «боролся» сатана, Господь и так намеревался дать Своему творению.)

[29] Как записано о восстании сатаны: «и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон…» (Дан.7:25).

[30] Обратите внимание, при описании сотворения Земли в первой главе Бытия, – а это описание дано с точки зрения ангелов, так как человека тогда еще не было, – очень часто употребляется глагол «разделять»:  «И увидел Б-г свет, что он хорош, и отделил Б-г свет от тьмы», (Быт.1:4); «И сказал Б-г: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Быт.1:6) и т.д. Ангелы поняли и выделили это действие Творящего, так как оно было хорошо понятно им, поскольку по своим обязанностям они сами разделяли святое пространство от обыденного, вносили святость в привычное (примерно так, как Адаму было поручено удивительные растения Эдема \образа Святилища\ расселять дальше по планете: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Б-г создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо … не было человека для возделывания земли» (Быт.2:4,5).

[31] Преображение тел в святую природу наступит в результате Пришествия, но не до него.

[32] Судя по всему, этим служением ангелов руководил Гавриил: он разговаривает с Даниилом о сроках и сути Воплощения; ободряет пророка, что будет заниматься подготовкой земных властей и событий к этому сроку; он же является к Захарии, а затем к Марии.

[33] «Все эти качества — напористость, категоричность, стремление к власти — есть результат искажения
человеческих способностей
»
(Советы по управлению ресурсами, с.149).

[34] Здесь уместно вспомнить следующую историю, когда неправедно воспринятое обращение Господа к себе человек обратил в грех: «И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Иоан.13:26,27).

[35] «Услышав обличение, вы не произвели решительных перемен в своей жизни, потому что не поняли и не осознали недостатков своего характера и огромной разницы между вашей жизнью и жизнью Христа» (Е.Уайт, «Свидетельства для Церкви», т. 4, с.332).  

[36] «Еще до того, как молитва произнесена... Христос ниспосылает еще большую благодать навстречу той благодати, которая уже действует в душе человека» (Е.Уайт, «Наглядные уроки Христа», с. 206). Т.е. молитва (о грехе, например) – это уже следствие восприятия нами Его благодати.

[37] «Да, Христос стал Посредником молитвы между человеком и Б-гом. Он также стал Посредником благословения между Б-гом и человеком» (Е.Уайт, «Свидетельства для Церкви», т. 8, с. 178). Т.е. как Воплотившийся готовит нас к принятию Вышнего ответа на молитву и благословения, так вначале Он долго готовит нас к совершению самой молитвы.

[38] «Когда человек усердно молится Б-гу (Иисус Христос - это единственное имя, данное под небом, которым мы можем спастись), само это усердие и искренность являются Б-жьим залогом того, что Он готов ответить на эту молитву, делая несравненно больше того, о чем мы просим и помышляем» (Евангельский вестник, 28 мая 1902 г.).

[39] «Чтобы мы могли оценить каждое мгновение, в сердце должна глубоко запечатлеться работа Христа в небесном святилище, Который внес Свою кровь пред престол Господний, ходатайствуя о нас» (Е.Уайт, «Советы по работе субботней школы», с. 111ориг.)

 

 

 

 Марианна Глебушко

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Хотите редактировать Ваши комментарии? Зарегистрируйтесь на сайте.


Защитный код
Обновить