Понимание истории
Библейские тексты для исследования: Иер. 25:11, 12; Дан. 9:1, 2; Езд. 4:1–7; Ис. 55:8, 9; Езд. 7:1–28.
Памятный стих: «Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее» (Езд. 1:2).
Через пророка Иеремию Бог обещал, что после 70 лет вавилонского изгнания Его народ возвратится домой. Царь Кир был Божьим инструментом, благодаря которому возвращение стало возможным. Помазанный Богом (см. Ис. 45:1), Кир издал указ около 538 г. до н. э., согласно которому народ Божий получил свободу и право вернуться в свою страну и восстановить храм.
Бог (а не Кир) скажет Иерусалиму: «Ты будешь построен!» — и храму: «Ты будешь основан!» (Ис. 44:28). Бог был гарантом восстановления Иерусалима, и Он побудил сердце Кира разрешить строительство храма.
Приятно осознавать то, что Божий народ положительно отреагировал на повеление Господа: «И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники, и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме» (Езд. 1:5).
Здесь показан пример того, как люди положительно реагируют на благородные и милосердные поступки Бога. Наши лучшие действия основываются на осознании того, Кто есть Бог и что Он сделал, и того, как Он с любовью принимает активное участие в судьбе Своего народа.
{tab=В. Ручко}
Урок №1. Понимание истории: Заровавель и Ездра (1:2)
Q. Вспомните, сколько израильтян вышло из Вавилона в первый и второй раз? Почему так мало? Это – уроки истории!
Вс. Возвращение первой группы изгнанников
1.Прочтите Иер. 25:11-12; 29:10; Дан. 9:1-2 и ответьте:
- О каком пророчестве идет речь в этих текстах? (70 лет)
- Вспомните, благодаря чему и кому стало возможным возвращение изгнанников? (падение Вавилона, Кир)
- За что был наказан Вавилон? (Иер. 25:12; Дан. 5:22-24)
- Какой надеждой жил Израиль в плену Вавилона и какие исторические события вселяли в них уверенность и доверие Божьим обещаниям? (Иер. 29:10; см. Исх. 3:7-9)
- Что общего вы находите между избавлением Народа Божия из Египта и Вавилона? (100% дело рук Бога)
- Что вы думаете по поводу того, что Бог иногда использует язычников для осуществления Его планов?
- Какое утешение мы можем получить, зная, что Богу известно будущее и мы можем доверять Его обетованиям?
Пн. Обзор правителей и событий
1. Прочитайте Ездры 4:1-7 и ответьте на вопросы:
- Какие правители упомянуты во время возникновения противодействия строительству храма?
- Почему Израиль не захотел принять помощь от местного населения, что послужило причиной конфликта? (обратите внимание на первый стих, который называет этих людей «врагами» еще до их предложения помощи)
- Какими методами пользовались враги Иуды, чтобы остановить строительство? (ст. 4-7 ослабляли руки, препятствовали, разрушали, писали начальству…)
- Изменилась ли сегодня тактика врагов детей Божьих? Почему, подобно описанным выше событиям, агентам дьявола иногда удается ослабить, а то и остановить дело Божье? Какие выводы можно сделать из этой истории?
Вт. Второе возвращение изгнанников
1. Прочитайте Ездра 7:1-10 и ответьте на вопросы:
- Почему Ездра детально описывает свою родословную? (ему нужно было обязательно подтвердить свое право на духовное руководство народом)
- Кто вышел из Вавилона вместе с Ездрой? (7)
- Когда Ездра вышел и когда пришел? (ст. 9 – примерно:1-ый месяц - Нисан/Апрель; 5-ый – Ав/Август)
- Почему именно Ездре была поручена такая знаковая и ответственная миссия? (ст. 9 – «благодеющая рука Бога его была над ним»)
Ср. Указ Артаксеркса
1. Прочитайте Ездра 7:11-28 и ответьте на вопросы:
- Перечислите основные положения царского указа?
- Чем указ Артаксеркса отличался от указа Кира?
- Почему языческий царь был так расположен и заинтересован в строительстве Храма? (ст. 15, 23)
- Как иудеи понимали все, что происходило? (ст.27)
- Даже на фоне такой великой боли и страданий как мы можем научиться доверять Божьему владычеству над миром?
Чт. Важность образования
Прочитайте Ездра 7:6-10 и ответьте на вопросы:
- Что вам известно о Ездре?
- Что значат слова: «сведущий в законе Моисеевом»?
- Почему Бог проявлял особую заботу о Ездре? (9-10)
- Какие три глагола/действия практиковал Ездра в своей жизни? (ст. 10 – изучать, исполнять и учить)
- Без какого из трех действий можно обойтись современному христианину при исполнении Великого Поручения Иисуса Христа? (все три действия архи-важны!)
- Какие практические изменения в жизни вы намерены сделать после изучения этого урока?
Валерий Ручко
{tab=Суховарова Е.}
Субботняя школа.
Книга Ездры.
Урок 1. «Понимание истории Зоровавель и Ездра»
Урок рассматривает события выхода из Вавилона и начало восстановления Иерусалима и храма с исторической точки зрения, хронологии событий.
Хочется остановиться пока на одном вопросе - количестве переселившихся в Израиль и причинах такого числа.
Из книг Ездры и Неемии узнаем о том что при выходе из плена Вавилон покинуло не слишком большое количество во время первого переселения, и ещё меньшее во время второго. Казалось бы, из плена о котором так горевали, и который был ужасом и кошмаром во времена завоевания вроде должны были с радостью бежать, но этого не произошло. Из Вавилона по окончании пленения выходит как ни странно примерно около трети Израиля. Всего лишь. И именно малочисленностью пришедших, их физических и материальных возможностей, было обусловлено то, что Второй Храм был намного скромнее предыдущего, о чем и рыдали старики на памяти которых еще был Храм Соломона.
События книги Эсфирь хотя хронологически происходят чуть позже начала переселения но в целом совпадают по времени c событиями книги Ездры и описывают по сути то, чего не должно было быть. То что не должно было случиться если бы повеление о переселении было выполнено как должно. В событиях описанных в книге Эсфирь все идет не так, народ который должен был переселиться в Израиль вместо того чтоб быть в Вавилоне, Мордехай, который ищет свои интересы при дворе языческого царя, при дворе которого в общем особо делать нечего, и наконец Эстер в довольно специфичной форме предложенная царю в жены, что является вообще прямым нарушением закона с стороны ее дяди.
Второзаконие 7:3 «и не вступай с ними (язычниками) в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;»
В общем книга Эстер о том что Бог защитит даже если ты все, совсем все сделал не так. И в общем к чему были жертвы посты и волнения если стоило только рискнуть послушаться и уйти как было сказано. Оставшиеся в Вавилоне образовывают диаспору котороя позднее будет называться Багдадской, и в которой в начале первого тысячелетия будет написан Вавилонский Талмуд, получивший свое название по имени уже не существовавшего государства.
Почему же рабство такое ненавистное в начале оказалось таким удобным через 70 лет. Ну во-первых конечно просто бытовые причины, за 70 лет успев обзавестись домами, садами-виноградниками, обжив все, было очень сложно так просто взять все оставить и уйти в неизвестность, в разрушенную страну, которую молодое поколение появившееся в Вавилоне даже и в глаза не видело. Тогда вопрос почему же бытовые вопросы перевесили Божье повеление. Когда мы читаем историю Израиля бывает встречается точка зрения - «ну они многое делали не так», пресловутое и навязшее в зубах - «и вообще законом спасались», « а вот если мы - то мы никогда бы..» Плотской человеческой природе как это ни странно рабское положение намного ближе и милее. Кто-то сказал - «если человеку предложить свободу или бутерброд - он выберет бутерброд». На одной проповеди по разбору Второзакония, 28 глава о благословении и проклятье когда то услышала от проповедника идею - на словах мы все склонны конечно же выбирать благословение, а в жизни, когда доходит до дела - мы выбираем проклятье.
Древние еврейские комментаторы пишут что когда народ после 40 лет блужданий по пустыне наконец приблизился к Ханаану, они в общем не слишком туда хотели, это была молодежь родившаяся в пустыне, ничего кроме нее не видевшая, и не слишком хотевшая что-то менять ради неких идей предков. Одежда не ветшала, манна падала, вопросы решались сами, а входить в Ханан в котором это все прекратиться и о хлебе насущном нужно будет заботиться теперь самим - это пугает.
Привычное, не очень удобное, иногда совсем не удобное а мучительное, но знакомое и родное рабство милее, к сожалению, не только в вопросах географии, в плане здоровья, во всех жизненных вопросах. Древний врач Гиппократ писал «Прежде чем возьметесь лечить кого-либо, спросите, готов ли он оставить все то, что сделало его больным.» Привычки родные сердцу человека могут быть ему дороже здоровья и жизни, курильщик бывает не бросает курение даже перед угрозой рака легких. Сатирик Михаил Жванецкий сказал - «Что человеку не делай он упорно ползет на кладбище». Это выражение запомнилось из беседы с одним талантливым врачом который в сердцах вспомнил Жванецкого когда лечил сложного пациента и тяжело сокрушался что больного можно было бы вылечить если б он оставил свои пагубные привычки, но врач не смог добиться чтоб он это сделал.
Вопрос рабства намного сложнее чем мы хотели бы, самое сложное разомкнуть порочный круг своих собственных содержащих нас в плену представлений, и покидать Вавилон прежде всего своего собственного привычного рабского мышления. Труднее всего решать вопросы с самим собой, каким бы ни было сложным нынешнее положение человека, неизвестность страшит больше.
Израильтяне не выйдя из плена собственного мышления, не вышли из плена Вавилона, посчитав его в общем даже удобным. Когда-то на разборе одного из уроков обратили внимание что из 12 ходящих с Иисусом один оказался предателем, и предположили что это можно взять как процент к сегодняшнему дню, проповедник сказал - «вот из сидящих здесь 120 человек 12 отойдут», потом поняли что похоже ситуация тяжелее - по притче о разумных и неразумных девах из 10 дев неготовыми оказалась половина, уже 50%. После прочтения истории о переселении из Вавилона цифра становится еще меньше - это треть.
Исайя 61:1 -
«1 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» Иисус Мессия называет себя Тем Кто отпускает на свободу, где мы можем получить помощь покинуть любой плен нашей жизни, выполнить Божий план и войти в число остатка узкого пути.
{/tabs}
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.